Министерство образования и науки РФ обнародовало макет новых стандартов высшего образования. Глава министерства Андрей Фурсенко убежден, что система вузовского образования «должна сильно меняться». Российская высшая школа с традиционного 5-летнего обучения с выдачей дипломов специалистов - так называемого специалитета - переходит на двухуровневую систему обучения.
«Массовым» вариантом высшего образования станет бакалавриат (4 года учебы), а элитным, предполагающим углубление и специализацию знаний, - магистратура (плюс 2 года).
Я утверждаю, что данное решение является вредным и никак не связано с задачами развития образования или развития страны. Переорганизация высшего образования, на мой взгляд, обусловлена тремя посторонними к образованию причинами:
Во-первых, сэкономить на высшем образовании, поскольку существенно сокращается количество лет обучения. Одновременно уже два года идёт процесс сокращения количества бюджетных мест.
Во-вторых, вписаться в европейские стандарты образования. Это приведёт к ещё большей «утечке мозгов», что выгодно не для России, а для Европы в ее схватке с США за перспективных иммигрантов.
В-третьих, приспособить высшее образование к сложившемуся за последние 20 лет уродливому деформированному рынку труда, где мало нужны инженеры и другие серьёзные специалисты и нужна беловоротничковая обслуга, офисный планктон.
В этой связи показательно мнение одного из идеологов модернизации российского образования директора Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Татьяны Клячко, которая так и пояснила смысл введения бакалавриата в России: «Хорошего 4-летнего образования вполне достаточно для выполнения сервисных функций: работы продавцом-консультантом, менеджером среднего звена, операционистом в банке».
Это и означает, что и руководство нынешнего Минобразования, и обслуживающая его «наука» видят Россию страной торгашей и клерков, а не инженеров и агрономов. Неспособность развивать российскую среднюю и высшую школу и запускать свой - какой-нибудь Московский или Владивостокский процесс (см. мою статью
«России и Евроазиатскому сообществу нужен свой Болонский процесс» в «Литературной газете») - приводит к тому, что принимается процесс Болонский».
Курс на сокращение и примитивизацию высшего образования отражает и личное мировоззрение министра Андрея Фурсенко: «Полтора года назад на краткой встрече с Президентом В.В. Путиным Фурсенко посчитал необходимым сформулировать своё кредо: «Мы считаем, что одна из наших задач – это показать, что вообще жизненный успех вовсе не обязательно связан исключительно с получением высшего образования. … Каждый должен получить то, что ему надо. Не надо, чтобы, как кто-то с гордостью говорит, водитель имел высшее образование. Может быть, не всегда требуется, чтобы водитель имел высшее образование, но нужно, чтобы он просто хорошо водил машину» (
см.здесь) Впрочем, идеология министра Фурсенко абсолютно соответствует навязанной стране ещё на излёте ельциновского режима так называемой «модернизации» российского образования. Согласно «модернизации», у нас и должен вводиться
ЕГЭ (неделю назад был утверждён законом), и двухуровневое образование и другие подобные меры.
Так что разрушение российской высшей школы в самом разгаре.