25 июня состоялась пресс-конференция по теме: «Закон об обеспечении многодетных семей земельными участками: почему не работает система, и как ее изменить?»
Стенограмма выступления:
Юрий Крупнов: Добрый день, прежде всего, хотел бы представить основную боевую силу, это собственно две красивые женщины и активные политики, которые меня окружают: Маленко Любовь Владимировна, председатель Новосибирской общественной организации многодетных семей «Надежда». Любовь Владимировна уже давно вышла за рамки Новосибирской области, и по сути это уже сетевая организация в Сибири и в целом по России.
И Олеся Викторовна Григорьева, депутат законодательного собрания Омской области, учредитель Омкой областной общественной организации «Сибирские многодетные семьи». Любовь Владимировна и Олеся Викторовна многодетные мамы, представители вот этих самых многодетных семей, которые, как мы видим, не маргинальны, и вообще большинство наших многодетных семей — это лидеры во всех отношениях. Потому что в ситуации, когда в Российской Федерации основная проблема — это демографическая ситуация, и об этом свидетельствуют, в том числе и международные эксперты. И в этом плане в наших многодетных семьях, которые, к сожалению, составляют 7%, растет пятая часть всех детей в России.
То есть это люди, которые вместо остальных пашут, чтобы наша страна не оказалась просто обезлюженной на одной огромной территории. И в этом плане действительно три года назад произошло знаменательное событие, очень позитивное — предыдущий президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев предложил в качестве стимулирования нашей демографической проблемы и поддержки многодетных семей выдавать многодетным семьям достаточно серьезные земельные участки.
Сегодня по факту составляют от 5 до 15 соток в зависимости от региона. Выдаются эти земельные участки бесплатно, причем, как сформулировал Дмитрий Анатольевич, эти участки должны быть инфраструктурно оборудованы. То есть это не просто земля где-то там, в болоте, тайге и прочее. А земля, на которой можно уже сразу реально строить, подключать электричество, присутствует водоснабжение, есть газ или другие варианты обеспечения тепла и света. Поэтому в этом смысле это было революционное решение, которое нынешний президент Владимир Владимирович Путин в своих знаменитых майских указах не только продублировал, но и серьезно усилил.
Мы в настоящее время подготовили обращение к Владимиру Владимировичу Путину по ситуации с выделением бесплатных земельных участков для многодетных семей. В этом обращении подробно рассказано об этих указах, соответственно цитируются эти указы: «Жесткая норма в интересах демографического развития России и поддержке многодетных семей; многодетным семьям обеспечить выделение земельных участков инфраструктурно оборудованных» — это поручение президента, которое уже два года напрямую должно реализовываться, и мы сейчас расскажем, какие получились результаты.
И, наконец, очень важный момент заключается в том, что во всех субъектах Российской Федерации, во всех без исключения, приняты свои субъектовые законы. То есть на федеральном уровне законодательства зафиксирована эта норма бесплатной выдачи земельных участков для многодетных семей во всех субъектах Федерации, и плюс есть вот эти майские указы.
Поэтому с точки зрения законодательного обеспечения, несмотря на массу нюансов, которые мы тоже сегодня надеемся кратко обсудить, государство на всех уровнях сказало: «Выделить многодетным семьям земельные участки!». Что мы сегодня видим? Даже по официальным данным, которые, мягко говоря, завышены, у нас подало заявление 540 тысяч многодетных семей. Из них 170 тысяч по официальным данным получили право на тот или иной участок, которые при этом еще неизвестно, где находятся, не отмежеваны, не говоря о том, что оборудовано из них, как требуется по президентским указам и по всем законам, максимум 12%. В этом плане 12% означает, что практически они все не оборудованы. Эти участки — просто голая земля, к которой нет дороги, к которой не подведены все инженерно коммунальные инфраструктуры, и не то, что жить, даже строиться начинать невозможно. Но более того мы проводили анализ по субъектам федерации.
Наша оценочная цифра, я абсолютно уверен, что она не завышена, до 70% всех этих пока что «виртуально» выделенных участков — это участки, которые на неудобъях, как раньше такой термин был хороший, но если по простому, то вот в Омской области известный случай, ролики гуляют по Ютубу, где на болоте люди ходят в сапогах — многодетные семьи ходят и смотрят свои участки. Мы знаем случай, когда на скотомогильниках выделены эти участки, где еще совсем недавно год назад происходило захоронение отходов от убоя скота. И плюс несколько случаев я лично знаю, где просто очевидно, что там есть радиоактивные отходы разных степеней.
В этом плане мы видим результативную цифру. Три года прошло все законы есть, я знаю что прокуратура сегодня, по сути, подает во всех субъектах заявления о том, что не реализуются «майские» указы, не реализуются законы и так далее. То есть в этой ситуации в хорошем смысле административного давления, мы считали, что 15-20 тысяч людей вообще начинают как-то строиться. То есть из 540 тысяч подавших заявки, а реально у нас миллион сто тысяч многодетных семей в стране, у нас ничтожная часть может что-то строить.
Мы видим — запрограммированный провал впереди. Возникают ситуации, когда на много лет это растягивается, а в итоге не будет ничего. Это первый момент. Второй момент. Мы сейчас очень плотно работаем с городом Волгодонском и Волгодонским районом Ростовской области. И мэрия, и областные власти идут нам на встречу, огромное им спасибо. Мы делаем первый такой пионерый Городок демографического будущего, где мы все это постарались сделать централизованно и разумно. И очень важно, что вот это не выделение земель, к сожалению, сейчас такие начинают проскальзывать нотки, что все начинают сваливать на муниципальный уровень. Но мы знаем, что на 99% бюджет у муниципальных образований и на текущие нужды не хватает. О каком инфраструктурном обеспечении можно говорить?
Поэтому этот момент перекидывания ответственности с федеральных органов на муниципальный уровень он неправильный. Федерация пустила этот процесс на самотек. Как мы видим решение этой задачи по государственному уму. Мы говорим: «А зачем дали задание выдать бесплатно землю многодетным?». Все стали искать, кто-то там кусок земли нашел, кто-то в другом месте. Представьте, к каждому надо подводить инфраструктуру — это просто безумие. Таких готовых участков земли просто нет. Мы предлагаем делать целостные Городки демографического будущего, где сразу выделяют земельный массив.
Централизованно проектировать и прокладывать инженерно-коммунальную инфраструктуру — это база. А главное создавать особую развивающую, образовывающую среду для самого нашего ценного в стране — подрастающего поколения. Наша задача не просто кому-то раздать землю, наша задача, чтобы здесь в итоге был дом, семейный дом. Многопоколенный дом, чтобы здесь дети, когда росли, вокруг них были не просто хорошие условия проживания, что тоже очень важно, а они должны быть в ситуации, когда сама среда воспитывает их. И мы как страна должны вложиться в эти городки.
Поэтому мы продвигаем Городки демографического будущего. Сейчас создается федеральная инициативная сеть. Мы очень надеемся, что к концу года — эта федеральная сеть получит мощный разворот. Мы посчитали, что решение строительства для всех многодетных семей России — это половина Сочинского бюджета. То есть половина стоимости Олимпиады. Вот цена решения этого вопроса. Это порядка 500-700 миллиардов рублей с федерального и регионального уровня. Которые позволят заложить новую прочную базу и построить новые красивые города для нашего самого дорогого — детей.
Эта ситуация выбрасывает нас на совершенно новую проблему. Потому что многодетные семьи у нас действительно считаются чем-то маргинальным, непонятным и безответственным. Но в нашей вымирающей стране так относиться к многодетным семьям — просто безумие. За каждого родившегося ребенка государство должно всецело поддерживать многодетных родителей. Почему? Потому что это решение вопроса экономики. Через 10 лет у нас на 10 миллионов сократится экономически активное население. Вопрос экономики это вопрос боеспособности, это вопрос просто выживания и сохранения нашей земли. Это вопрос нашей демографической безопасности. Это первое.
И второй момент. Если многодетные семьи решают нашу основную проблему — демографическую, то этих людей и надо делать основной элитным социальным слоем, социально лидерской стратой. Наше государство должно поставить на передний план тех, кто уже сегодня многодетен, и создать такие условия, где оно может обеспечить их всем необходимым.
Поэтому главная задача не просто поддержать тех многодетных, что уже есть. Главная задача — создать такой тренд, что многодетность станет модной.
И последнее, самое главное.
Уважаемые коллеги есть математическая статистика в демографии. Сегодня у нас многодетных семей 7%. Если ситуация останется на прежнем уровне, то мы к концу столетия будем иметь 80 миллионов человек. То есть страны, по сути, не будет. Не говоря уже об этническом составе этих 80 миллионов и так далее. Единственный способ, чтобы хотя бы удержать численность населения на сегодняшнем уровне — необходимо чтобы половина семей, то есть 50% были многодетными. И не просто многодетными, а минимум трех-четырехдетными. Это вопрос нашего национального выживания.
Поэтому мы считаем, что правильная организация вопроса о выдаче земельных участков для многодетных семей и подъем на новую высоту превращение в элитный социальный слой многодетных семей через это и через другие формы поддержки — это на самом деле главная задача страны. И в этом мы надеемся, Владимир Владимирович нас поддержит.
А сейчас я передаю слово Любови Владимировне Маленко.
Любовь Владимировна Маленко: Добрый день! Наша семья в трех поколениях является многодетной. Я являюсь восьмым ребенком в семье. Сама имею шестерых детей, и у моей дочери уже два ребенка. Несмотря на то, что она 91-года рождения. Поэтому эта тема, которая сегодня поднимается, она не просто для нас актуальна, она является нашей жизнью. Жизнью повседневной и обычной.
Поэтому эти политические вопросы, которые как мама я вынуждена сегодня обсуждать, они для меня не политические, они для меня ежедневные. В 2007 году, когда мы планировали рожать 6 ребенка, у нашей семьи возник вопрос, как воспитывать детей, у нас был загородный дом и участок в 20 соток.
Я стала изучать законы Новосибирской области и обнаружила закон от 2003 года, по которому было регламентировано право для многодетных семей получить земельный участок. Когда я стала заниматься этим вопросом, оказалось, что закон абсолютно не работает. И ни одна семья за 4 года не получила ни одного земельного участка. Столкнувшись с такой проблемой, я и другие многодетные стали разбираться с этим дальше, и к марту 2008 года нас было уже более 400 семей, которым была интересна эта тема. Эта цифра говорит о том, что многодетные семьи к этой теме неравнодушны. И не равнодушны к завтрашнему дню своих детей. Мы активно ищем возможности улучшить жизнь своих детей.
В итоге мы получили статистику, согласно которой с 2003 года было выдано около 50 участков. В Новосибирской области по статистике 20 000 тысяч многодетных семей. Результат работы закона, как говорится на лицо. После проведения массовых конференций, инициатив, создания общественного движения в 2011 году мы получили этот закон. Когда на федеральном уровне есть хоть какой-то проблеск, в плане законодательства, то в регионах уже можно сразу же получить существенные сдвиги.
При помощи общественных сил и активной гражданской позиции, многодетных мы получили возможность получения земельных участков. За декабрь 2011 года была выдано 200 участков. В итоге к концу 2013 года получилось 1300 выданных участков массивными блоками. Казалось, цель достигнута. Но ситуация только обострилась, так как предоставлены были участки в чистом поле без инфраструктуры. То есть в лучшем случае — это участок поля, в худшем — бывший радиоактивный могильник. Около 90 гектаров участков было предоставлено в чистом поле.
Одна из семей приехав на свой участок и приступив к началу возведения своего дома, обнаружила, что через их участок проходит городской канализационный коллектор. Другая часть многодетных получила участки в другой стороне. И когда они попытались получить разрешение на строительство, оказалось что под их участками проходит газ высокого давления в Томск.
То, что сегодня предоставляются земельные участки — это хорошо. Но вопрос не решен. Я как руководитель общественной организации многодетных понимаю и вижу, что решить проблему жилья получением земельного участка невозможно. Можно только усугубить положение семьи. Так как, получив участок, семья получает ответственность. Некоторые чиновники указывают на то, что не были отстроены полученные участки. То есть в голом поле, где нет света, газа, электричества и водоснабжения — мы не смогли отстроиться — удивляются нам чиновники. Из 1000 участков только 15 было отстроено. Однако эти 15 домов только дали лишнюю финансовую нагрузку на семьи. Когда семьи вкладывали все деньги в строительство домов, а в итоге не получили даже инфраструктурное обеспечение. И оставались и без квартир, и без загородных домов. Вместо плюсов имеем очевидные минусы.
Как сказал Юрий Васильевич, наша организация уже вышла за пределы только нашей области. Мы активно начинаем работать и сотрудничать с другими общественными организациями многодетных в России. Стараемся вместе консолидировано вступать в решение проблем. Оказывать друг другу помощь и поддержку, привлекать общественные силы.
И сейчас я вижу выход из ситуации в том, чтобы активно объединятся на региональном уровне. Еще одна тема, которая вызывает вопросы, это положение закона. Там говорится, что семья должна быть малоимущей. То есть многодетные семьи заранее подгоняют под статус малоимущих. Что не является позитивным шагом. И именно исходя из всех этих административных ошибок, мы должны на региональном уровне проработать закон и внести необходимые поправки.
Идея городков демографического будущего — это самая перспективная идея. Олеся Викторовна Григорьева: Конечно материнский инстинкт — это страшная сила и нет такого, что могла бы остановить мать при защите своих детей. Здесь я думаю, у нас большие лоббистские возможности, и мы их используем по максимуму. Что касается ситуации в Омской области. До того как вышел замечательный закон Дмитрия Анатольевича Медведева у нас местный региональный закон так же не работал. На данном этапе в Омской области зарегистрировано 20 тысяч многодетных семей, в городе — 5,5 тысячи. В очереди на землю, по тем же критериям стоит только 3800 семей, в городе 2200. Выдано участков 1200, это, наверное, предел, еще 1000 мы раздадим, и на этом земля у нас закончится. В городе выдано всего 317 участков, подведены коммуникации в области к 80%, а в городе только к 1%, то есть из 317 участков, 3 участка обеспечены инфраструктурой. Наш губернатор вынужден исполнять майские указы и два года назад дал распоряжение вообще прекратить продажу земель под индивидуальное-жилищное строительство через аукционы, пока не будет закрыта проблема с многодетными.
Есть возможность найти ресурсы на подведение коммуникаций, но мы сталкиваемся с другим вопросом: Когда мы подведем коммуникации, смогут ли многодетные «построиться»? Большой вопрос. Скорее всего, не смогут. Те, кто сможет и построится, — где они будут жить? Получается, это отдельные «массивы» большими земельными пластами, только разрезанные дорогами и по дачному строительству нарезаны домики, то есть детский сад, школа, спортивная школа, художественная школа, работа — это все где-то в других пространствах, не в том пространстве, где мы будем жить. Поэтому, зачем там строить дом?
В этом вопросе как раз городки демографического будущего, я считаю, что это спасение от всех бед. Во-первых, как многодетная семья и вообще семья, которая любит своего ребенка, когда родители находятся на работе, они озабоченны тремя вопросами: здоровье, безопасность и воспитание. В городе решить вопрос здоровья — невозможно, я считаю, что если вы ребенка растите в городе, вы над ним издеваетесь. Мы забираем его в деревню, получаем красивого, румяного, здорового малыша.
Второй вопрос. Чему он обучается? Где обучается? Школы в городе хорошие, автоматически — элитные. Следовательно — большая финансовая нагрузка, умножаем на три, на пять, на семь — невозможная «математика». Безопасность. С безопасностью сейчас вопрос можно решить, если это что-то вроде «семейного — родового — общинного строя». Когда рядом бабушка, тетя, мама, там папа имеет возможность свободного графика, и все это хорошо воспитывается.
Возможно сейчас это сделать в условиях современного общества? Практически нет. Но в графике демографического общества мы этот вопрос решаем. Очень хороший проект в Волгодонске, когда дома стоят кругом, а в круге есть общее пространство, где вы можете поставить волейбольную площадку, папы там будут играть в волейбол, футбол, а мамы вязать в беседке, дети будут играть на спортивной детской площадке. Получается круг общения, все друг друга знают, безопасно доверить своего ребенка и безопасно существовать, и самое главное — можно решить вопрос с питанием. Потому что все вопросы по здоровью — это к питанию.
В городках демографического будущего в условиях самозанятости есть возможность создания фермы, скотоводства, огородничества и питаться здоровой пищей. То, что невозможно устроить в условиях города. Поэтому городки демографического будущего — это наша надежда, мы очень сильно хотим, чтоб этот проект был воплощен в жизнь, почему мы хотим, чтоб он был федеральный? Чтобы не было «калейдоскопа» как сейчас происходит в законах о земле. Законы о земле в разных регионах абсолютно разные и причем эти законы, благодаря тому что спущены на регионы, они обязаны отчитываться, кто у них стоит на очереди и кто получил.
Есть большая такая «приманка», что надо сделать как можно запутаннее этот закон, чтоб наименьшее количество семей имело право на эту льготу и тогда легко его выполнить. Стоит у тебя 3 семьи, трем семьям выдал, если ты делаешь более широкие границы, кто входит, ты понимаешь что ты этого «не тянешь» и ты перед Москвой тут же попадешь в не очень хорошее положение. Ты не обеспечил людей, которые у тебя нуждаются. Чтобы такого «калейдоскопа» не было, должен быть общий закон и общий контроль.
Вопросы журналистов:
— Скажите, пожалуйста, в предоставленной земле обещают ли власти подвести коммуникации за свой счет?
Юрий Крупнов: Хороший вопрос, спасибо за него. На самом деле не просто обещают, они сегодня за 2013 год уже отчитались, что они 291 миллион потратили, но по факту, мы сегодня видим 6 столбов, на которых даже провода не висят. Но собрание сегодня не по этому вопросу, как уже было сказано, мы активно работаем с Генпрокуратурой, других вариантов у нас иногда решить вопрос нет и периодически запросы делаем. Но сегодня на сайте Министерства строительства и ЖКХ у нас есть полная информация о том, что есть уже потраченные средства областью, на оснащение коммуникаций участка в поселке Садово-Марусино.
Я хотел бы кратко добавить, это не вопрос, что там решают региональные власти, и по майским указам президента и законодательству они обязаны выделять инфраструктурно-оборудованные земельные участки, это даже не вопрос для обсуждения.
— Самое главное устроить людей, как это будет происходить?
— Ваш вопрос в самую точку, и вот например, проектируя сейчас вместе с родительским комитетом города Волгодонска и теперь с Мэрией Волгодонска и Мэрией Волгодонского района вокруг и совместно с правительство Ростовской области, то есть у нас сейчас хорошая ситуация, мы безусловно в проекте, центральная нагрузка на агропромышленный кластер, то есть для конкретного Волгодонска, который находится посередине, на берегу Тирлянского водохранилища. Это как раз вопрос о сельскохозяйственной переработке. Мы сейчас разрабатываем такой кластер, это будет такое «центральное производство».
Но не забываем, это образование, здоровье и т.д. тоже большое количество мест занятости и здесь занятость — это вопрос номер один. Я бы хотел бы подчеркнуть, что у всех испорченное отношение к градостроительной деятельности. Потому что город это конечно не «общага», это не 30 участков выделенных, где нет ни школы, ничего нет и это такая «общага» или «слобода». А люди куда-то должны добираться, город, прежде всего, построен на том, где человек реализует свою возможность профессиональной реализации труда и это безусловно основа.
Другое дело, что мы должны уходить от того формата, когда строится колоссальный комбинат. Я помню в Магнитогорске, там было очень интересно, говорят. Там у нас 24 цех, 25, 26 цех, школа, 27 цех Магнитогорского комбината, больница, 28 цех и т.д. То есть, имеется огромный Металлургический комбинат. Конечно, от этого нужно уходить, но понимаете, мы говорим о полноценных, полномасштабных городках, речь идет о градостроительной, не только демографической, но и градостроительной революции.
Здесь очень важно завязать город и деревню переходной формой. Это в том числе вопрос, что делать с нашей вымирающей деревней. Это конечно не полностью его решает, но это очень важная нам подсказка. Поэтому речь-то и идет о том, чтобы на федеральном уровне сконцентрировать лучшие умы, построить градостроительные задачи, потому что это по сути получается, что этот вопрос должна решать каждая многодетная семья. То есть миллион многодетных семей, вместо того чтобы собрать сто выдающихся и молодых архитекторов, градостроителей, проектировщиков, промышленных кластеров и т.д. Чтобы они создали типовые решения. Вот почему мы считаем, что федеральный уровень, крайне необходим.
Иногда «доброжелатели» говорят, вы такое придумали «гетто» для многодетных, то есть свезти всех многодетных в одно место, такой ужас будет и прочее... Я, правда, не понимаю в чем ужас, то есть они все кривые, например, или все там не умеют работать, я не понимаю, в чем ужас. Но на самом деле, реально получается, но есть же и другие льготные категории и т.д. Те же бюджетники, молодые учителя, врачи и т.д. Нужно сюда все вместе подсоединять. И значительная часть, как минимум 30 %, могла бы идти на коммерческой основе для тех, кто готов купить участки, потому что это суперблагоустроенное пространство. То есть в этом смысле это не только многодетные.
Второй момент, это то, что вы конечно правы, даже по субъектам федерации, казалось бы, почему нет единой линии. В одном субъекте федерации дают до 15 соток, в другом 5-6 как основа. Сейчас же начинают говорить, только нуждающимся и т.д. Значит тот, кто стоял на очереди, это просто попытка как-то справиться с этой катастрофой. Мы понимаем, и тут нет никакого желания покритиковать правительство, чиновников, но это не выход.
Мы предлагаем красивый выход в интересах страны. В том числе это экономика серьезная, позитивная. Поэтому, в этом плане, городки — это целостные формы жизни, вот в Волгодонске это на краю. Это своего рода такие территории развития и подъемов в целом. Мы, например, уже в Волгодонске, родительский комитет, они обратились в том числе в законодательное собрание Ростовской области с предложением заключения контрактов с семьями, где двое детей, если они обещают, что появится третий и четвертый ребенок, это стимулирование того ,чего мы так хотим, — рождаемости. Потому что рождаемость — это единственная проблема с точки зрения демографии. Все остальное вторично.
С другой стороны, вот сейчас, я знаю, в государственной Думе проходит законопроект о том, что многодетной семья считается до тех пор, пока самый младший ребенок, не станет совершеннолетним. А сейчас все наоборот, сейчас трое детей, например, многодетная семья, а если один уже перешел грань восемнадцати лет, то вы уже не многодетные, то есть нагрузка реально увеличивается, более того — ему еще восемнадцатилетнему где-то нужно жить, если не сегодня, то через год, через два. Поэтому вы очень правильно сказали, что вопрос категорий он ключевой, потому что все- таки нам скорее надо идти не по пути, под эти категории, хотя бы чуть-чуть снизить количества тех, кому мы будем давать землю. А наоборот. Мы бьемся за все категории.
Любовь Владимировна Маленко: Я хочу добавить. Почему мы хотим сделать так, чтобы многодетные семьи были здесь движущей силой? То есть не только для многодетных семей, а чтобы они были движущей силой.
Во-первых, потому что у многодетных семей с другой философией подходят к жизни. Они думают о том, чтобы каждому ребенку было хорошо. Когда у меня их пять, я физически не могу воспитывать, поэтому я думаю, как сделать так, чтобы ребенок был образованный, уже с детства с хорошим здоровьем, чтобы выдержал конкуренцию и с хорошими моральными качествами, чтобы мне за него было не стыдно.
Почему раньше давали право голоса мужчинам тем, которые уже вырастили детей? Именно вырастили! Не тем, которые каким-то образом пробились к этому голосу, а тем, которые уже вырастили. Потому что они уже знают, как это должно быть. Поэтому мы думаем, что многодетные семьи должны быть движущей силой. Главной силой. Скорее всего, здесь будет и должно быть коммерческое жилье для тех, кто хочет сюда приехать. Потому что мы рано или поздно выйдем в ситуацию, когда у нас пустые земельные участки уже розданы и невозможно найти новые участки.
И мы будем сотрудничать с предпринимателями, которые готовы дать свой кусок земли, войти в этот бизнес с землей, построить бесплатные дома для многодетных, а все остальное продать, чтобы извлечь свою выгоду. То есть здесь ведут вопросы частно-государственного партнерства.
На сегодняшний день я проживаю в микрорайоне, который был принципиально рассчитан на молодые семьи от одного ребенка. Там свои критерии, свои нюансы, у меня льготная ипотека была с 2008 года и мне очень интересно, когда с ребенком гуляю наблюдать, что мамы гуляют с ребенком и уже с животиком. Или, например, она еле-еле сама еще, может быть, там мало понимает, что произошло, но у нее малыш идет маленький с колясочкой. Я с умилением на это все смотрю, потому что сама в 21 год уже была многодетная. Я сама всегда с удовольствием наблюдаю, где двое и более детей, и разговор я услышала такой: «Что, ну вообще как ты планируешь еще?» — мамочки между собой. Она говорит: «Но мы и второго не планировали. А вот поскольку ипотеку взяли, нужно было быстрее рассчитаться, все равно когда-нибудь второго родим, придется. И мы решили сразу, чтоб эти 400 тысяч материнский капитал и плюс еще у многодетных региональные 100 тысяч есть».
И вот смотрите: если сегодня семья мотивирована 400 тысячами, то земельный участок с инфраструктурой — это был бы мотивационный подарок. Если сегодня, вот у меня у дочери, ей 22 года, у нее двое детей. Если сегодня ей сказать, она живет в квартире, муж военный, ждут военной льготы. Если сказать ей: «Вот у тебя будет земельный участок, если родишь третьего» — вообще проблем не будет. Поэтому, о чем часто мы слышим в обществе: маргинальность, гетто... Если бы я жила в чисто многодетном поселке, было бы нормально.
— Дом тоже планируется строить за счет государства?
— Нет, здесь речь идет о том, что земельный участок в безобразном состоянии, который сегодня он есть, к нашему стыду, многодетными оценивается в 500 тысяч, я про Новосибирск говорю. Если сегодня государство выполнит обязательство, уже есть законодательный регламент, то в среднем подвод коммуникаций к одному земельному участку обходится до 1,5 миллиона. Соответственно получается, что около двух миллионов мы имеем себестоимости этого участка.
Юрий Крупнов: Хотел бы уточнить про дом, конкретизировать. Почему нужен федеральный уровень, что такое дом, когда каждая семья, начинает изучать, где строиться, как строиться, это пещерная дикость. Потому что вместо того, чтобы федеральный центр сделал 3-5 типовых проекта, полностью их обсчитал, в том числе не только с проблемой красоты, а безопасность? Там проводка загорится, дети сгорят, потому что просто не профессионально ее проложили, что это такое? Понимаете, это вопрос прямого федерального управления, не дай Бог, не качественное строительство и смысл их строить, если они погорят?
Второй момент, всегда на селе, не на селе, что значит дом, если мы говорим о социальной категории, чуть-чуть подешевле, без налогов, стройматериалы, оптово. Мы абсолютно утеряли проблематику проектирования, и поэтому мы в письме четко фиксируем что: «Уважаемый Владимир Владимирович, вопрос о выделении земель, это такой же вопрос как атомной и космический проект 40-60 гг.».
Здесь находится Дмитрий Васильевич Панюков, директор нашего института, куратор и руководитель этой программы. Его слова: «Создается такое ощущение, что организована хитрая игра, что государство якобы выделяет многодетным, потом они это продают, а спекулянты получают землю за малые деньги». В Волгодонск, когда я первый раз ехал, мне чиновники оттуда сказали: «В Волгодонске основная проблема — это проблема земли». А вокруг степи, поля, огромное количество свободной территории... Для России это позор — проблема земли.
Сейчас там уже применяют централизованное планирование, именно под городок. Но вообще Мэр города Фирсов Виктор Александрович и Мэр Волгодонского района Мельников Виктор Николаевич, они приняли очень правильное решение под своей задачей. Они сейчас обсуждают кластер в 2000 гг. Огромный участок земли, но уже под него, наш институт разработал градостроительную концепцию на инициативных основаниях, Ростовская область это поддержала, и это концепция города.
Более того, я говорю, что в каждом городке демографического будущего в центре должен быть ботанический сад. Сегодня в мире экоурбанистическая революция. Ботанический сад — это не учреждение. Это парк со специальными группами деревьев, со специальными растениями.
В городке демографического будущего, где растет наше будущее должно быть общественное пространство. Это все стандартные форматы проектирования. Предполагается до 2000 многодетных семей, промышленный кластер проектируем, прорабатываем и там может поселиться значительно больше — это огромный массив. На мой взгляд, это блестящее решение. Мы имеем уникальную возможность — решить проблему демографии и модернизировать ЖКХ, провести градостроительную революцию.
— Каковы ваши источники финансирования?
— Пока это наши инициативные источники, мы собрали команду, достаточно хорошую, но нам ее не хватает. Просто сами делаем. Но сейчас и город, и район, и область идут нам навстречу, и в любом случае главное, чтобы они хотя бы свои вещи финансировали. Межевание земель, выделение, заказ своим градостроительным институтам, у нас нет межевания. Самое главное — это собрать в кулак эти интеллектуальные силы. Вопрос здесь не в финансах. Сегодня мы можем говорить о том, что федеральный уровень отказывается от тех функций, которые только он и может решать.