Опубликовано в «Российской газете» | 29.03.2016
Проектам импортозамещения нужна четкая стратегия
Импортозамещение в России будет эффективно работать лишь тогда, когда будет создана Стратегия импортозамещения. Она может быть выполнена в виде долгосрочного стратегического плана правительства. И состоять из трех временных отрезков. Долгосрочного - на 10-12 лет, среднесрочного - на пятилетку и ежегодного, в котором четко, по шагам, расписаны все задачи. В стратегии должны отразиться пять направлений.
Первое - четкое государственное планирование, в основе которого лежит структура национального валового продукта. Необходимо расписать первые сотни номенклатуры приоритетных продуктов и товаров, которые Россия будет сама, по годам, производить и наращивать. А какие гарантированно импортировать. Если, к примеру, по молоку мы сегодня производим в полтора раза меньше, чем надо, то нам нужны количественные показатели - увеличение объемов молока по годам. Через год - на 30 миллионов тонн, к 2020 году - на 35, а к 2025-му - на 45. Или масла натурального сливочного по такому же плану. И так по каждой конкретной группе главных товаров, которые составляют основу жизнедеятельности населения - молоко пьют 80 процентов населения, транспортом - автобусами, поездами и самолетами - пользуются 100 процентов россиян. Продвинувшись по ранжированию главных продуктов и товаров, мы кардинально решим задачу целей импортозамещения в тоннах, штуках, метрах, литрах, то есть по увеличению валовых показателей. А не только роста в процентах ВВП. Сейчас этого нет, и ситуация с импортозамещением напоминает хаос.
В минпромторге заговорили о том, что в России займутся импортозамещением круизных речных судов. Возникает вопрос, а по каким рекам эти лайнеры будут передвигаться, сколько пассажиров перевозить? Реки сегодня мелеют. Наладить движение по ним пассажирских лайнеров - отдельная проблема. И с точки зрения структуры национального валового продукта основное в этих планах - не наштамповать отечественных кораблей, а сбалансировать планы нескольких отраслей.
Второе. По каждой товарной группе в стратегии нужно определить кураторов и исполнителей. Не могут в стране 10 тысяч фермеров сами по себе вытащить крайне уязвимую молочную отрасль. Она нуждается в новом оборудовании, системе сбыта, в крупных управляющих компаниях, которые разработают типовые решения для ферм, для закупки пород скота, а дальше смогут предлагать эти решения на подряд, на аутсорсинг фермерам. И одновременно нести ответственность за результат.
Если справились с задачей, да еще с превышением количественных показателей, заложили базу отрасли, то вы национальные герои. За это можно и награждать. Более того, виды вознаграждения могут быть подкреплены пакетами собственности. Почему бы управленцам не получить вознаграждение в виде двух молочных комбинатов, если для страны создано новое национальное богатство? Это в экономике называется "меритальная приватизация", когда активы создаются своим умом и энергией. На таком механизме строилось в свое время китайское чудо. Известный пример - быстрая телефонизация Шанхая. Власти предложили убыточный государственный завод группе предприимчивых управленцев и сказали: "Если вытяните его, на мировом уровне телефонизируете Шанхай, то половина собственности будет ваша". Смысл в том, чтобы создавать условия, стимулы и мотивации для тех эффективных управленцев и бизнесменов, кто готов в десятки раз докапитализировать отдельные производства или отрасли, создавая национальное богатство страны. Для этого в стратегии должны быть прописаны механизмы персональной ответственности.
Стратегия импортозамещения не может быть ведомственной и отраслевой. А минпромторг - единственным исполнителем и ответчиком за выполнение планов импортозамещения. Многое зависит и от минэкономразвития, и от минсельхоза, и от минобрнауки. И от минфина - выделил он вовремя деньги, субсидировал процентную ставку? Минпромторг уже выполнил колоссальную подготовительную работу, но ему не хватает политического ресурса - стать мощным координационным штабом, который объединил бы усилия всех ведомств.
Третье. Без форсированно подготовленных кадров для импортозамещаемых товаров и отраслей трудно что-либо менять. Когда в стране поднимали атомные проекты, пошли тем самым форсированным путем - поштучно отбирали самых мозговитых ребят из Бауманки и за два-три года делали их профессионалами мирового уровня. У нас сегодня нефтесервисные компании на 90 процентов иностранные. И этот рынок зависит от импортного оборудования, технологий. И от сотрудников-иностранцев. То же самое касается и производства семян. Нам нужны свои семеноводы, селекционеры. Подготовка кадров по приоритетным направлениям и точкам товарной номенклатуры - это особая графа в стратегии.
Четвертый момент - создание собственных технологий.
Пятое. Стратегия должна отразить новую денежно-кредитную политику. После того как будет ясна структура национального валового продукта и мы будем понимать, какие товары, сколько и какого качества должны произвести в этом или в следующем году, впервые появится возможность проведения суверенной финансово-денежной политики. То есть можно будет провести эмиссию, напечатать деньги под конкретные задачи импортозамещения. И эти деньги не будут инфляционными.
Не придется вести дискуссии, какую ключевую ставку использовать по кредитам на проекты - 11 процентов или ноль. Этот спор бесполезен, когда есть четкий товарный план с персональными исполнителями и их ответственностью, с кадрами, НИОКР, единым штабом в виде правительства или президентского совета. Для реализации плана импортозамещения ключевую ставку ЦБ можно использовать дифференцированно. То есть предоставлять бесплатные кредиты на проекты по импортозамещению на принципах возвратного финансирования. Для всех остальных проектов, торговых вторичных операций ставку сохранять на уровне инфляции - 11 процентов.
Думаю, на создание окончательной версии стратегии понадобится около 2-3 месяцев.