Публикация в «Совершенно секретно» | 14.01.2015
По мнению Юрия Крупнова, председателя наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, «2015 год будет переломным, в нашей стране начинается спад, сползание в демографическую яму, чиновникам не удастся красиво отчитываться. Рождаемость по стране после двух лет роста на этот раз будет ниже смертности. Настанет время серьезно думать о демографии, и не с точки зрения временной политической конъюнктуры. Продолжится негативная тенденция по старорусским регионам, прежде всего в Нечерноземье, где выбывать будет до 10 тыс. человек в каждом субъекте.
И главное, что у нас начнется заметное уменьшение количества молодых женщин в возрасте от 20 до 30 лет (примерно на 3–7 % по разным субъектам Федерации), которое достигнет пика в 2025 году. Это связано с тем, что их меньше родилось в 1990-х годах, когда был спад рождаемости. Все наши действия сейчас практически уже никак не влияют на те волны, на синусоиду демографическую – затухающую, характер нашего демографического воспроизводства населения уже устоялся».
Законопроекты предлагают увеличить количество рождающихся через законодательный запрет абортов от депутата «Единой России» Евгения Фёдорова или возможность делать аборты только с согласия и отца, и матери. Пока такие радикальные меры еще не приняты, но уже обсуждаются. С другой стороны, если поддерживать многодетные семьи, усыновление, одиноких отцов, если ввести финансовое стимулирование семей с детьми, то ситуацию с демографией можно восстановить. Юрий Крупнов считает, что «государству нужно сделать ставку на многодетную семью. Демография справится, будет минимальное нормальное воспроизводство – нулевое, если до половины наших семей будут иметь трое и более детей. Надо срочно принимать закон о статусе такой семьи, где многодетность становится национальной идеей и стимулируется всеми возможными способами. Начиная с жилья и дома, с расселения по типу квартира плюс дом, и заканчивая выплатой аналога заработной платы матери, которая сидит с тремя, четырьмя и более детьми. Это не вопрос пособий, а вопрос оплаты колоссального труда по перелому катастрофической демографической ситуации в стране. И, конечно, это – промышленная политика. Мужчина-отец должен иметь возможность зарабатывать достойно. И без таких революционных мер мы ничего не изменим».