Вашингтон продолжает наращивать давление на Иран, озвучивая все новые требования, в случае невыполнения которых по исламской республике может быть нанесен военный удар. Как предупредил глава Пентагона Леон Панетта, поводом к войне теперь может стать не только разработка ядерного оружия, но и перекрытие Ираном одной из главных «нефтяных артерий» планеты – Ормузского пролива
, к чему, по большому счету, Белый дом сам подталкивает иранское руководство, инициируя ужесточение санкций против этого государства, вплоть до введения эмбарго на экспорт иранской нефти.
Мир вступает в решающую фазу глобальной финансово-экономической катастрофы
Обострение отношений между США и Ираном, на мой взгляд, нельзя отделять от общего негативного тренда, который я бы обозначил как нацеленность на большую войну, поскольку мир вступает в решающую фазу глобальной финансово-экономической катастрофы. Это напрямую связано с перспективами доллара как мировой резервной валюты. К сожалению, одним из вероятных способов схлопывания этого долларового пузыря является инициация большой войны. В определенном смысле не так уж важно, где она начнется, будь то в Сирии, Иране или Пакистане. В этом смысле ситуация вокруг Ирана – это одна из трех основных точек, которые могут послужить спусковым крючком для развязывания большой войны (см. также
впечатления от Ирана). Если допустить такую фантастическую картину, что вокруг – тишь да гладь, никакого кризиса нет, а есть только бодания между США и Ираном, то это будет не просто серьезным упрощением, но и в корне неверным выводом. Весь мир крайне перенапряжен. Так что либо в общепланетарном масштабе будет предпринят прорыв на новый уровень развития, либо неизбежно начнется большая война.
Очевидно, что возможные санкции против Ирана будут проводиться через Совбез ООН. В этой связи я очень надеюсь на то, что Россия и Китай консолидировано заветируют подобные поползновения, как это было в случае с резолюцией по Сирии, тем более что антииранские санкции затрагивают систему жизнеобеспечения и выживания этой страны. По сути, их принятие означает начало войны в экономической форме. Вводя запрет на экспорт иранской нефти, США и Запад фактически сами вынуждают Тегеран принимать чрезвычайные меры, такие как блокирование Ормузского пролива. Наконец, следует иметь в виду, что нефтяное эмбарго против Ирана наносит удар по европейским экономическим интересам, поскольку это будет работать на ослабление позиций евро. Таким образом, США хотят поставить континент под еще больший контроль. Получается, что, с одной стороны, европейцы не могут игнорировать антииранские акции, а с другой, они сами подрывают остатки финансово-экономической стабильности в Европе.
Иранцы могут просто взять и договориться с Америкой
Стиль же российской дипломатии по отношению к Тегерану можно охарактеризовать как рыхлый и невнятный. В результате мы можем получить смену формата отношений между Ираном и Америкой. У иранцев есть свои национальные интересы, и к тому же это – прагматичные люди. В ситуации, когда Россия ведет себя неопределенно, они могут просто взять и договориться с Америкой. Этот вариант, на первый взгляд фантастический, у нас, к сожалению, никто не рассматривает, хотя он весьма вероятен. Прошло уже 30 лет с момента разрыва отношений между США и Ираном. При этом на протяжении последних четырех лет ведутся крайне интенсивные закрытые переговоры между Вашингтоном и Тегераном, так что мы в любой момент можем стать свидетелями революции в них. В результате Москва может опять остаться не у дел.
Если резюмировать, будущие катаклизмы на почве углубляющегося финансового кризиса практически неизбежны. Даже Дмитрий Медведев в канун Нового года признал, что мир приближается к глобальной экономической катастрофе. Но дальше многое будет зависеть от позиции России. Либо она сможет предложить
прорывной проект мирового развития и сумеет переломить наметившийся курс на войну, либо (если события будут развиваться по инерционному сценарию) рано или поздно (неважно, в какой части света произойдет провокация) начнется большая война, в которой будут сжигаться доллары.