Адрес публикации: http://kroupnov.ru/pubs/2007/05/23/10560/
Время публикации: 16:46, 23.05.2007



Россия имеет полное право на суверенные показатели оценки научной квалификации



Главное здесь не в том, что означают новые степени, и станет ли больше обладателей этих замечательных степеней, а в том, что у нашей страны нет собственной национальной позиции по данному направлению.

Интервью Председателя ДВИЖЕНИЯ РАЗВИТИЯ, директора Института демографии, миграции и регионального развития Юрия КРУПНОВА экспертному каналу OPEC.ru.


Юрий Васильевич, Украина уже со следующего года перейдет к болонской системе ученых степеней, то есть, не будет кандидатов и докторов, а будет только степень доктора философии (PhD), как на Западе. Переход на такую систему должен произойти во всех странах–участницах болонского соглашения до 2010 года. То есть, России это тоже предстоит. А что на самом деле это означает? Если сравнивать западную систему научных степеней и российскую? Чему что соответствует на самом деле? Чаще всего говорят, что PhD больше соответствует кандидату.

Юрий КРУПНОВ:
С моей точки зрения, главное здесь не в том, что означают новые степени, и станет ли больше обладателей этих замечательных степеней, а в том, что у нашей страны нет собственной национальной позиции по данному направлению. То есть, проблема не в том, что вводится некая лучшая или худшая система, а в том, что мы фактически полностью беспомощны в образовательно-научном плане. Поэтому-то мы и принимаем болонские соглашения, не выдвигая ничего своего, и отсюда с неизбежностью происходит принятие чужой культуры, чужой системы образования и обучения. В этом суть дела. А то, что двухуровневая система научных степеней является нашей уникальной национальной культурной особенностью – это вам скажет любой эксперт, это очевидно. И, безусловно, не имеет никакого смысла отказываться от нашей системы. Но еще раз повторяю – это лишь один из элементов собственной суверенной образовательно-научной политики, а ее на сегодняшний день нет. По крайней мере, правительство и Министерство образования и науки, которое должно ее предлагать, ее пока нам не открыли.

Это некий глобальный уровень, а на уровне конкретики, чем хороша наша система, чем плоха их?

Юрий КРУПНОВ:
Я бы не согласился, речь идет не о глобалистике и абстрактных рассуждениях, а о всей системе организации научной и образовательной деятельности, а это всегда не связано с той или иной формой, двухступенчатой или одноступенчатой. Задача российской науки и образования всегда была связана с исходным уважением к культуре, попыткой реализовывать фундаментальность научной работы и образовательной деятельности. Поэтому здесь дело не в каких-то абстрактных идеях, не в привычках, которые возникли случайно, а в том, что практически была и существует система научного и культурного роста образовательных и научных кадров. Только так и можно определить, и по-другому быть не может. Поскольку мы уходим к западной системе докторов, как универсальной научной степени, то вся иерархия размывается, и мы приходим к плоской шкале, где мы имеем бакалавров, магистров и докторов. И это просто три формы демонстрации усидчивости и настойчивости кадров, которые никогда не могут определять ситуацию в науке. Сколько бы ни критиковали сегодня, безусловно, ужасающую ситуацию с бесконечным валом рукописей бесконечных кандидатских и докторских, по поводу коммерческого приобретения этих диссертаций – это все наносное и требует просто элементарного наведения порядка. Но, имея две диссертации, доктор наук всегда мог быть оценен независимым экспертом, в том числе через 30-40-50 лет. Человек, выносящий свои тезисы на публичную защиту и проходя сначала кандидатскую ступень, затем – докторскую, заявляет и подтверждает свое право не только на блага высокого уровня со стороны государства и частных лиц, но и то, что он вносит существенный вклад в развитие науки. С размыванием этой двухступенчатой системы получается, что все мы все учились понемногу, когда-нибудь, чему-нибудь. Поэтому это принципиальнейший вопрос, и он действительно связан с наличием собственной национальной суверенной системы образования и науки, с наличием собственной национальной суверенной политики, либо с ее отсутствием.

А что, требования к диссертациям PhD ниже, чем к докторской?

Юрий КРУПНОВ:
Нет, суть именно в двухуровневости. Дело не в том, что ниже или выше. Сейчас считается, что человек через кандидатскую входит в науку, а через докторскую он вносит вклад в науку. Это две совершенно разные вещи. Еще раз повторю – независимо от того, какие есть в реальности диссертации, но все время это требование может и должно быть и со стороны ВАКа, и со стороны общественности. С точки зрения западной формы, все-таки это, прежде всего, вхождение а науку, хоть и по достаточно строгим критериям. Но это не фиксация вклада в науку, который способствует получению принципиально нового результата.

То есть, на Западе человек заявляет, что он вошел в науку, получая PhD а дальше уже вклад оценивается по публикациями и так далее?

Юрий КРУПНОВ:
Да, это тоже очень важная система разнообразных критериев, и она имеет гигантский смысл, но важно то, что у нас была и пока есть своя национальная форма определения статуса участия в научной деятельности. И по большому счету, вместо того, чтобы серьезно задавать вопросы тем, кто представляет сегодня докторские диссертации в России, а, собственно, какой вклад в науку вы вносите, и установить систему публичного отношения к этому, что создавало бы больше интереса к национальному развитию научной системы, - мы просто переходим к чужим критериям.
kroupnov.ru | 16:46, 23.05.2007Источник: OPEC.ru