Адрес публикации: http://kroupnov.ru/pubs/2006/11/13/10490/
Время публикации: 17:26, 13.11.2006



О необходимости разработки Доктрины Европейско-Азиатского Союза



Выступление председателя ПАРТИИ РАЗВИТИЯ Юрия Крупнова на научно-практической конференции «Перспективы развития СНГ, Союзного государства России и Белоруссии и создания Евро-Азиатского союза» — 23-24 октября 2006 г., Москва, Центральный Дом Журналиста. Репортаж опубликован на сайте ИА «KM online»



Оглавление

1. Век межгосударственных сообществ
2. Миссия и цели
3. Транснациональная государственность
4. Ноополитика
5. Кооперативная интеграция
6. Мировое качество жизни
7. Трансконтинентальный инфраструктурный плацдарм
8. Тихоокеанский прорыв
9. Вечный мир в Центральной Азии
10. Географическая рента
11. Транспортное ядро
12. Транснациональные инфраструктурные проекты
13. Общие рынки
14. Ноополитическая сеть
15. Семь столиц
16. Рубль
17. Парламент народов Евразии
18. Сетевой университет
19. Языковой союз
20. Сроки реализации доктрины
21. Применение доктрины


Уважаемые коллеги!


Наша конференция приурочена 15-летию СНГ и 10-летию Союзного государства России и Белоруссии. Совпадение во времени этих дат явно не случайно и позволяет нам заново увидеть важнейшие процессы последних двадцати лет.
С одной стороны, приближается 15 лет с того момента, когда в результате Беловежских соглашений и решений Съезда депутатов СССР вопреки результатам мартовского референдума 1991 года был уничтожен великий Советский Союз, когда, говоря словами Президента России Владимира Владимировича Путина, произошла «крупнейшая геополитическая катастрофа XX века».

С другой стороны, уже через пять лет после того трагического события Российской Федерацией и Республикой Беларусь было принято решение о создании нового Союзного государства. Такое решение имело и имеет, вне всяких сомнений, всемирно-историческое значение и является залогом возвращения к Большой России (см. мою статью за февраль прошлого года «Проект «Большая Россия».

Следующим логически закономерным шагом должно стать создание Европейско-Азиатского Союза. Поэтому полностью поддерживаю предложение данной конференции о проведении весной 2007 года в Москве общественного Форума по формированию Международного Общественного Движения в поддержку проекта создания Евро-Азиатского союза и создание самого такого движения.
Главным принципом нового Союза должно стать соразвитие каждой из входящих в Союз стран. Содержание принципа соразвития очевидно: объединяться не за счёт друг друга, а в целях реализации единой стратегии развития Союза и организации развития каждой из стран.
Данный принцип предложен талантливым белорусским аналитиком, координатором Сети мирового развития Юрием Юрьевичем Цариком и подробно изложен в его статье «От интеграционного тупика к Большой России – на основе принципа соразвития».

Первоочередной задачей в реализации данного принципа считаю создание Доктрины Европейско-Азиатского Союза. Подобный документ мог бы стать основой для содержательных дискуссий заинтересованных лиц со стороны власти и общественности новых государств, а также, возможно, и платформой для интеграции новых государств, прежде всего, Российской Федерации, Беларуси и Казахстана.

В качестве начального текста такого документа предлагаю вариант проекта Доктрины Европейско-Азиатского Сообщества в 21 веке (см. Приложение), которая была предложена нами в октябре 2002 года в инициативном порядке по материалам дискуссии в ходе презентации клубом «Пенза думает о России» журнала «Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал». Проект Доктрины был разработан группой в составе: Ю.В. Крупнов (руководитель разработки), П.Х. Зайдфудим, вице-губернатор Пензенской области, представитель Пензенской области в Правительстве Российской Федерации, председатель клуба «Пенза думает о России», В.А. Бычковым, сотрудник Института учебника «Пайдейя».

Проект Доктрины в сокращённом виде был опубликован журналом «Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал» № 3/4, 2002 г. В указанном журнале четыре года публикуются содержательные материалы к разработке доктрины в целом и отдельных её положений.
Считаю необходимым создать рабочую проектную группу по разработке Доктрины Европейско-Азиатского Союза. ПАРТИЯ РАЗВИТИЯ готова выступить организатором.
Приглашаем к сотрудничеству.




Приложение

Проект


Доктрина
Европейско-Азиатского Сообщества в 21 веке



Век межгосударственных сообществ


Наступившее столетие является веком межгосударственных сообществ как субъектов обеспечения справедливого миропорядка в современной исторической ситуации.

Европейско-Азиатское сообщество (далее – синоним ЕврАзЭс) видит себя равноправным и действенным членом клуба мировых сообществ: Североамериканского сообщества, Латиноамериканского сообщества, Азиатского сообщества, Европейского сообщества, Китайского сообщества, Африканского сообщества, Антарктического сообщества и Австралийско-Новозеландского сообщества.

Только Союз мировых сообществ в состоянии сделать процессы глобализации управляемыми, и, соответственно, определять и удерживать справедливый порядок в мире, обеспечивать достойную жизнь, устойчивое развитие человечества и сохранение уникальности и самобытности, самой личности каждому государству, народу, семье и гражданину мира.

Создание союза мировых сообществ как главной реальности 21 века позволяет выходить за пределы глобальных идеологических схем 21 века (коммунизм, капитализм, фашизм и др.) и предотвращать мировые войны.
Евроазиатское сообщество выступает с инициативой создания Союза мировых сообществ и готов принять на себя работу по организации такого Союза.



Каждое масштабное сообщество государств создаётся для объединения потенциалов и усилий в целях решения всемирно-исторической задачи.
Миссия ЕврАзЭса состоит в сопоставимым с другими мировыми сообществами развитии всех национальных государств Сообщества через единое пространство и единую идентичность гражданина Сообщества при достижении высоких стандартов социальной защиты населения.

Комплексное и устойчивое развитие каждого национального государства в ситуации глобализации возможно исключительно за счёт постановки Сообществом целей цивилизационного строительства. Только в этом случае ЕврАзЭс станет полноправным участником соревнования и соперничества мировых сообществ.

Новая цивилизация может и должна представляться для граждан государств Сообщества действительно новой общественной формацией, своего рода Новым Светом, вобравшим в себя все лучшие черты традиционной жизни народов ЕврАзЭса и современной жизни в ведущих странах мира.
Новая цивилизация вырастает также из опыта СССР и дореволюционной, досоветской России, но при этом утверждает себя как конкурентоспособная в глобальной ситуации мировая держава.

В основу новой цивилизации полагается опора на дух и личность, не только уважительное отношение к своеобразию и самобытности каждого государства, народа, региона, семьи и человека Сообщества, но и целенаправленное развитие и культивирование такого своеобразия.
Опора на дух и личность отличает ЕврАзЭс от смешанной и однородной общности «советский народ», а также от однородного «плавильного котла» («melting pot») США и ориентированного на унификацию и экономическую централизацию Европейского Сообщества.

Такая новая цивилизация ЕврАзЭса создаёт и новую идентичность для населения государств Сообщества.

Подобная идентичность укореняет каждого гражданина государств Сообщества в своей местной и национальной культуре и истории при одновременном межгосударственном надэтническим и надконфессиональном цивилизационном единстве.

Миссия и цели коротко определяются так: «Много народов и стран – одна цивилизация».



Сохранение и укрепление национального суверенитета каждого государства Сообщества в 21 веке напрямую связано со способностью каждого государства становиться создателем и активным участником межстрановой или транснациональной государственности в виде межгосударственного мирового сообщества.

Основа транснациональной государственности в её абсолютной конкурентоспособности со всеми иными государственностями мира и в полной включённости в затраты и выигрыши мирового развития.
Создание государственности современного типа обеспечивает образование самоидентичного населения или даже народа как фундамента комплексного развития.

Технологическим принципом построения транснациональной государственности является федеративизм, когда архитектонику государственности образует система экономических, политических, культурных, гуманитарных, оборонных, хозяйственных, финансовых и других многосторонних и двусторонних договоров разных государств друг с другом без создания единого унитарного центра управления. Через «низовую» работу различных межправительственных и неправительственных организаций, общественных инициатив и др. создаётся эффективная связность ЕврАзЭса и, в конечном итоге, осознание общей судьбы.
С организационной точки зрения транснациональная государственность обладает распределённым суверенитетом и является сетевой государственностью.

Федеративное единство межстрановой государственности ЕврАзЭса обеспечивается равным доступом всех стран к возможностям экономического, технологического и социокультурного развития.



Методологической и технологической базой Союза мировых сообществ и организации процессов взаимовыгодной межгосударственной интеграции является ноополитика как основанное на нравственности и разуме искусство эффективной организации жизни на всей поверхности Земли.
В основе ноополитики, основанной на идее ноосферы французского философа Ле Круа и русского учёного В.И. Вернадского и предложенной в качестве термина североамериканскими аналитиками Дж. Аркиллой и Д. Ронфельдтом, лежит согласованное и совместное решение мировых проблем и организация мирового развития через опережающее развитие знания, новых практик и наук на всеобщее благо человечества.

Опережающее развитие знания выражается в создании лидерских инновационно-технологических комплексов (платформ или «матриц») в области обеспечения мирового качества жизни и соответствующих такому качеству жизни транснациональных инфраструктур.

Ведущая роль в ноополитике ЕврАзЭса принадлежит применению информационно-коммуникационных технологий как организующего средства создания и развития полномасштабных производительных сил стран Сообщества.



Вековые традиции совместной жизни наших государств позволяют определить кооперацию в качестве ведущего принципа интеграции.
Именно принцип кооперации в отличие от принципов закрытости или открытости, зависимости или независимости позволяет строить сообщество на основе мира и согласия, как произведение в результате совместного исторического творчества.

Кооперация ЕврАзЭса носит проектный характер, т.е. взаимодействие вокруг и по поводу всеобще значимых проектов – прежде всего, крупномасштабные транснациональных инфраструктурные проекты.

Локомотивом кооперативной интеграции и транснационального сотрудничества является создание институтов ЕврАзЭс.



Единой задачей кооперативной интеграции государств ЕврАзЭса является достижение и удержание в 2010 и последующие годы для каждого гражданина Сообщества мирового качества жизни.

Мировое качество жизни определяет конвертируемые и сопоставимые с лучшими международными и зарубежными условия полноценного и достойного существования населения.

Понятие качества жизни является интегральной характеристикой, в которую, в отличие от понятия уровня жизни, входит согласованный комплекс параметров: наличие возможности высококвалифицированного и интересного труда для каждого взрослого человека, уровень жизни (сегодня надо – в ближайшие пять лет его следует довести до 500 долларов в месяц на человека), свободное время и качество этого свободного времени (досуг), число и характер самоубийств (особо выделяя самоубийства детей и подростков), смертность и структура смертности, перспективность и безопасность детства, семейность, количество детей в семье, частота разводов, здоровье и образование детей, качество питания, качество одежды (особенно ежедневной), доступ к чистой воде и санитарии, энергоэффективность производств и систем жизни, доля возобновляемых источников энергии, качество информации с точки зрения её достоверности и полноты, ценовая и техническая доступность передвижения по стране, безопасность на транспорте и общая безопасность, отсутствие криминального давления, элементарная чистота и порядок и пр.
Направленность на мировое качество жизни характеризует особый тип геополитики ЕврАзЭса – внутреннюю геополитику, т.е. ограниченную своими естественными границами.

Главной задачей внутренней геополитики является организация правильных систем расселения на территориях как основы достижения наивысшего качества жизни. Для этого требуется интенсивное освоение жизни на территориях, реколонизация каждым государством собственной территории с целью обеспечения перспективности каждого региона и достижения единых стандартов качества жизни.

Ведущей индустрией обеспечения мирового качества жизни станет домостроительство как создания всех условий для приобретения каждой семьёй и личностью Сообщества собственного дома, достаточной землёй и полного инфраструктурного жизнеобеспечения (сегодня – ЖКХ).

Стандарты качества жизни ЕврАзЭса являются главным механизмом движения к мировому качеству жизни и ежегодно пересматриваются и утверждаются межгосударственными руководящими органами.



Уникальное географическое положение государств ЕврАзЭса позволяет мировому сообществу рассматривать его в качестве трансконтинентального инфраструктурного плацдарма и гигантского наземного «моста» между всеми континентами.

Инфраструктуры организуют адресный целенаправленный транспорт материалов, энергии и информации в виде инноваций, изобретений, открытий, технологических новшеств и, тем самым, превращают пространство из базового ограничения развития в стратегический вечный ресурс.
Государства ЕврАзЭса считают приоритетным через развитие ключевых инфраструктур переводить это естественное выигрышное качество в многократно умноженное преимущество.

Основой привлечения капитальных вложений и инвестиций в экономику ЕврАзЭса становится реализация трансконтинентальных проектов по развитию следующих инфраструктур:

- Качества жизни и домостроения
- Обороны
- Транспорта
- Энергообеспечения
- Телекоммуникаций
- Информации и аналитики
- Финансов и взаиморасчётов
- Питания
- Образования и культуры (гуманитарного развития)
- Юриспруденции и права

С точки зрения инфраструктурного подхода, развитие каждой территории Сообщества определяется её способностью конфигурировать мировые процессы и мировое пространство. Способность страны выстраивать комплексную геометрию действия в мире определяет в 21 веке инфраструктурную и экономическую мощность территории.

Для территории при этом ключевой задачей становится не только поддержание эксплуатации существующих инфраструктур, но и непрерывное усилие по систематической инфраструктурной проработке мирового пространства, проектирование и навязывание новых инфраструктур.
Проектирование и развитие территории Сообщества как трансконтинентального инфраструктурного плацдарма отвечает на следующие «вызовы»:

1. Необходимость обеспечения возрастающих запросов населения к стандартам качества жизни, включающим доступность перемещения на дальние расстояния в максимально короткие сроки и базовую открытость жизни в северных поселениях.
2. Регулирование в интересах ЕврАзЭса активного включения в процесс экономической глобализации на основе контроля трансконтинентальных коммуникаций.
3. Усиление угроз в направлении экономико-территориальной дезинтеграции страны под воздействием внешних сил, у которых намечается устойчивый интерес к слаборазвитым или малозаселенным территориям России как к стратегическому резерву общепланетарного значения.
4. Необходимость резкого усиления внутренней экономической интеграции Севера с азиатским Югом.
5. Необходимость предоставления разнообразных транспортно-коммуникационных услуг в полном объеме с наименьшими издержками и высоким уровнем качества.



Мировой статус ЕврАзЭса связан, прежде всего, с фактической дееспособностью Сообщества в стремительно развивающемся Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Задача ЕврАзЭса в данном направлении состоит в том, чтобы подготовить и осуществить Тихоокеанский прорыв сообщества и довести к 2015 году объём своего торгово-финансового участия в АТР до 20 %.

Роль ЕврАзЭса в Тихом океане как новой цивилизации определяется его способностью в ближайшие десятилетия организовать совместно с Ибероамериканской цивилизацией (Латинская Америка) и Юго-Восточноазиатской цивилизацией (Нусантарой, т.е. пространством от Индии и Малайзии до Австралии) демонстрацию ускоренного развития и наращивания потенциала.

Основой экономической и социальной мощи ЕврАзЭса является создание Тихоокеанского флота Сообщества как лидера и локомотива развития всех флотов Сообщества (Каспийского, Черноморского, Балтийского, Северного, также речного флота) и организация опережающего освоения и развития тихоокеанского побережья Российской Федерации.



Ключевая геостратегическая задача ЕврАзЭса состоит в последовательном обеспечении совместно с другими мировыми сообществами Вечного мира в Центральной Азии, прежде всего, в Афганистане и Пакистане, как главного условия предотвращения мировой войны любого типа.

В этих целях приветствуются интеграционные усилия государств Центральной Азии по созданию Центрально-Азиатского Сообщества и поддерживаются любые усилия суверенных государств Центральной Азии по обеспечению комплексного развития и стабильности.

Взаимодействие с государствами Центральной и всей Азии, прежде всего, с Китаем, Индией и Ираном, и образующимся Сообществом является приоритетным для ЕврАзЭса.



Организация трансконтинентальных коммуникаций и контроль над их эффективной эксплуатацией является основой деятельности стран ЕврАзЭса по извлечению ренты (rent-seeking activity) из собственного географического положения.

Размер и устойчивость географической ренты определяется стратегиями использования традиционных и созданием принципиально новых принципов трансконтинентальной коммуникации, прежде всего, транспортировки грузов.



Основой трансевразийского «моста» и наиболее эффективного извлечения географической ренты станет организация евро-азиатского транспортного ядра в виде трёх трансконтинентальных транспортных путей или мега-магистралей:

- Двух широтных трансевразийских высокоскоростных магистралей
- Связывающего их среднеазиатского транспортного коридора «Юг – Север»
Широтные магистрали будут создаваться по Транссибу и БАМу (Путь «Токио – Москва – Дублин») и по северному побережью Российской Федерации на основе принципиально нового троллейкарного транспорта как Северный сухой путь (Севсухпуть).

Транспортное ядро ЕврАзЭса будет создаваться за счет интеграции транспортных маршрутов Европы и Азии в трансконтинентальные транспортные коридоры и формирования логистических комплексов, стыкующих различные виды транспорта и позволяющих обеспечивать необходимое качество жизни на территориях Сообщества.

Основой транспортного ядра станет проектирование разновидовых транспортных систем и применение принципиально новых типов транспорта.
В конечном виде транспортное ядро будет в себя включать:

• Северный морской путь
• Трансполярные авиационные коммуникации
• Трансевразийская магистраль на основе Транссиба и БАМа
• Северная высокоширотная магистраль или Северный сухой путь
• Система интегрального речного транзита
• Локальные комплексные транспортные системы
• Новые типы и маршруты транспорта

Организация интенсивной циркуляции грузопотоков по транспортным артериям государств ЕврАзЭса является одним из главных факторов обеспечения безопасности Сообщества и Центральной Азии.



Главным фактором устойчивого производства общественного богатства и основой институционального строительства ЕврАзЭса является реализация транснациональных инфраструктурных проектов и программ:

- Евразийские коридоры развития
- Высокоширотная троллейкарная магистраль (Севсухпуть)
- Транссибирская железнодорожная магистраль (Транссиб-2, опирающийся на продлённую инфраструктуру БАМа и Транссиба).
- Международный транспортный коридор (МТК «Север-Юг»)
- Китайско-Киргизская железная дорога
- новые системы транспорта
- Водное обеспечение пустынь Средней и Центральной Азии
- Автономная система освоения космоса и универсального производства космических стартов
- Освоение мирового океана
- Тихоокеанский прорыв (градостроительное освоение тихоокеанского побережья и создание нового флота)
- Сетевой университет ЕврАзЭс

Список проектов ЕврАзЭса является открытым.



Экономическая мощность и стабильность ЕврАзЭса создаётся путём последовательного создания единого рыночного пространства Сообщества на основе нескольких самодостаточных общих рынков:

- Энергетического
- Транспортного
- Пищевого
- Образовательного
- других

Создание единого рыночного пространства государств Сообщества является главной целью его геополитических устремлений.

Мероприятия по созданию общих рынков будут организованы через институты тарифообразования и импортзамещения.



Организация мирового качества жизни и комплексного освоения жизни на территориях Сообщества как реализация ноополитики осуществляется через создание межгосударственной сети научно-образовательно-промышленных городов развития или ноополисов (технополисы, техноэкополисы, агрополисы, пайдейяполисы (города образования или университетские города), академгородки (наукограды), этнопарки, национальные парки, зоны пионерного или авангардного развития, «центры» и «коридоры» развития и т.д.) с выбранными ими элементами передовых гуманитарных, промышленных и иных технологий постиндустриальной формации.

Как узловые «точки» сети развития Сообщества эти города развития определят общую территориальную организацию и выступят поселенческой формой освоения жизни на территории на принципах напряженной духовной жизни, главенства разума и нравственности или, по Ле Круа и В.И. Вернадскому, ноосферы.

Сеть ноополисов объединит все позитивные проекты создания перспективной жизни и станет планомерно осуществлять следующие системные преобразования:

1) Выведение регионов из депрессивного состояния;
2) Перевод регионов из дотационно-зависимого режима на самостоятельное обеспечение;
3) Разработка и осуществление в регионах локальной экономической политики (ЛЭП);
4) Преодоление неравномерности регионального и локального развития;
5) Создание механизмов местного накопления капитала на основе производства конкурентноспособных товаров и услуг на внешнем и внутреннем рынке (по типу свободных экономических зон);
6) Организация технологического «прорыва», результатом которого является регионально организованная микротехнологическая революция (собственно «технополисы»)
7) Организация социокультурного «прорыва», результатом которого является создание нового технологического уклада организации производства и формирование новых форм организации жизнедеятельности (система техно-эко-пайдея-полисов).

Вокруг сети ноополисов должна целенаправленно создаваться и культивироваться ноосфера Сообщества.

Для этого будет периодически разрабатываться, пересматриваться и утверждаться ноополитика ЕврАзЭса в сопоставлении с ноополитикой всех ведущих межгосударственных объединений мира.



Основой цивилизационного строительства и градостроительного развития ЕврАзЭса является создание по стандартам европейско-азиатского мирового качества жизни семи городов-лидеров, городов-маяков или цивилизационных столиц Сообщества.

Отбор и определение семи столиц осуществляется на основании представляемых ими стратегий развития.



Интегрированный валютный рынок выступает технологической основой кооперативной интеграции ЕврАзЭс.

Для стабилизации финансовой системы Сообщества вводится единая система клиринговых взаиморасчётов – условный рубль, который в совокупности с «реальным» рублём будет определять валютную стоимость рубля как общего платёжного средства Сообщества.

Обеспечение рубля будет производиться из организации следующих систем деятельности:

- Проектная перспектива
- Географическая рента
- Природная рента
- Качество труда (человеческий капитал)
- Инфраструктурная оснащённость
- Объём капитальных вложений
- недвижимость
- Инвестиционный оборот
- ВВП
- Золотовалютные запасы (в двух – трёх мировых валютах одновременно)



Мировая мощь ЕврАзЭса – в сохранении исторической дружбы и взаимопомощи европейско-азиатских народов на принципах неотрадиционализма.
Неотрадиционализм есть способ организации развития на основе соединения уникальной традиции и универсального нового мирового действия в конкретно-исторической ситуации.

ЕврАзЭс выдвигает инициативу создания общественного Парламента народов Европы и Азии, в которой были бы представлены с собственным голосом все пожелавшие народы.

Народная дипломатия на просторах государств ЕврАзЭса станет фундаментом постепенного создания федеративизма и транснациональной государственности Сообщества.



Единое культурно-образовательное и информационное пространство Сообщества создаётся Сетевым евроазиатским университетом (СЕУ).
В составе СЕУ следующие подразделения:

- Образовательное (все уровни образования)
- Научное
- Аналитическое
- Медиа-информационное (например, на основе телерадиокомпании «МИР»)
- Технологическое (обеспечение передовых промышленных систем и индустрий).

Единство и открытость СЕУ составляет конвертируемый диплом и универсальный европейско-азиатский стандарт образования (ЕАСО).



Идентичность ЕврАзЭса определяется созданием вокруг ключевых национальных языков и русского языка языкового союза Сообщества.
Языковой союз призван решать следующие задачи:

- Развитие русского языка как мирового
- Обеспечение практического триязычия (родной или национальный – русский – иностранный) для каждого гражданина Сообщества
- Организации межгосударственной системы литературных, научных и промышленных переводов между языками Сообщества и иностранными языками



Доктрина ЕврАзЭса в 21 веке реализуется в течение двадцати семи лет и разбивается на семилетку 2003 – 2010 гг. и четыре пятилетки 2010 – 2030 гг.



Доктрина не обосновывается и не доказывается, а, в случае её состоятельности, принимается и реализуется в качестве принципа и основы плана.
Правильная критика доктрины может состоять только в предложении иной доктрины.



Юрий Крупнов,
председатель ПАРТИИ РАЗВИТИЯ
(http://www.kroupnov.ru)


kroupnov.ru | 17:26, 13.11.2006Источник: Юрий КРУПНОВ