Адрес публикации: http://kroupnov.ru/pubs/2006/11/01/10482/
Время публикации: 12:50, 01.11.2006



ОБЪЕДИНЯЮТ ПОБЕДЫ



День народного единства лишь подчёркивает нерешённость самых главных вопросов. Новый праздник с самого начала вместо примирения вызвал ожесточённые споры и обозначил существующие фундаментальные расколы.





_____________________________________________________

Статья опубликована в «Литературной газете»
№ 45 (6093) 1 – 7 ноября 2006 г.
_____________________________________________________


Стало окончательно непонятно, как относиться к развалу СССР, откуда взялась русская революция и что, собственно, с нами произошло в XX веке. Разговоры о смуте разными людьми по-прежнему связываются с разными событиями: одни указывают на декабрь 1991-го, другие – на октябрь 1917-го.

Предельно ясно одно, что единства не достигнуть без ответа на вопросы о том, кого с кем собираются соединять, зачем нужно это единство и к чему в конечном счёте оно должно привести: к продолжению инерционного курса или к развитию страны.

Введением Дня народного единства был отменён День примирения и согласия 7 ноября, т.е. государство чуть ли не половине страны отказало в поддержке права официально помнить об Октябрьской революции и о праздничных ноябрьских демонстрациях в последние десятилетия СССР. Уже одно это пренебрежение к ностальгии и привязанности десятков миллионов людей к милому для них и близкому личному прошлому разом раскололо страну.

Так что и так и эдак единства никак не получается, даже если отменить коммунистов и советский период российской истории. И как вообще во имя единства отличить правых (в смысле правильных) и неправых? Будет ли здесь определяющим то, что марш, который назван «Правым», «пройдёт в формате молитвенного стояния и православного митинга со строго регламентированным количеством участников 500 человек»? И что это за «истинный Русский Национализм» – и кто их может отличить друг от друга, истинный и неистинный? В любом случае никакого единства здесь явно не проглядывается. Хорошо бы, прямых драк не было.

При подготовке к празднованию Дня народного единства идут активные пристрелки из подручных орудий – все готовят иным (плохим, неправильным, фашистам, коммунистам, раскольникам и т.п.) соответствующий «ответ». За этими пикировками и воинственными заявлениями видны всё те же никуда не девшиеся разные группы населения, которых День народного единства никогда не объединит. Но это всё можно, в конце концов, принять за московско-асфальтовые дрязги.

Самое неприятное состоит в том, что новый праздник абсолютно никак не влияет и принципиально не в состоянии влиять на реальные общенациональные антагонизмы и расколы. Эти разъединения стали меньше заметны в последние пару лет на фоне нефтяного благолепия. Однако они никуда не делись, более того, только набирают обороты.

Речь идёт о социально-имущественном расслоении, по-прежнему достигающем 15 и более раз и многократно усиливающимся гигантским пространственно-региональным расслоением. Продолжается и обезлюдение и опустынивание страны. Злоба и ненависть к богатым и москвичам не снижается, если не растёт.

Разделения и расслоения являются не причиной, а следствием глубочайшего мировоззренческо-идентификационного, социально-экономического и культурно-исторического разлома. Мы имеем дело с цивилизационным кризисом, который на порядок более глубокий, между прочим, чем тот, который был в ту далёкую Смуту четыре века назад. Здесь надо не только смотреть в корень, но и самим наживать и выращивать новый «корень», определять и организовывать новые устои.

Отсылая нас на 400 лет назад, конструкторы Дня народного единства надеялись помочь населению страны соединиться и потихоньку вновь вырасти в народ. Эта мысль не может вызывать ничего иного, кроме безусловного одобрения. Но, к сожалению, нельзя консолидировать разделённое общество на празднике, который не имеет прямого отношения к разделению. Оно случилось не тогда и не здесь.

В феврале (не октябре!) 1917-го произошло полное потрясение многовековых основ русской истории, когда общенародным убеждением стала жизнь не ЗА царя, а прямо ПРОТИВ царя. Произошедшее тогда буквально один к одному повторилось в 1991 году. Только после ликвидации монархии теперь ещё и ликвидировали СССР, соответствовавший по территории исторической России и на деле являющийся Большой Россией. Коммунистическая идеология СССР не имела при этом особого значения. Нужен был совестливый талант Александра Зиновьева и Владимира Максимова, чтобы вслух признать: «Метили в коммунизм, а попали в Россию».

Это свойство «озлобленных людей, которые не любят Россию и стоят в оппозиции не к правительству, а к отечеству», ясно разглядел ещё гений Александра Пушкина. Он фактически предупреждал: те, кто метит в монархию, метят в Россию. И разве случайно, что дом Ипатьева в Свердловске в 1977 году – после прославления последнего русского царя за границей – в два дня был снесён по приказу тогдашнего первого секретаря Свердловского обкома КПСС, того, кто через 10 лет и возглавил «освобождение» РСФСР от СССР в 1989–1991 годах?

Здесь сразу вспоминается другой праздник – 12 июня, который в 94-м был объявлен государственным праздником в честь принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации в 1990 году. Именно той декларацией было положено практическое начало развалу СССР. Хорошо хоть, что в 98-м догадались заменить День государственного суверенитета на День России. Однако осадок остался навсегда.

И этот пример показывает слом идентификации российского населения, определивший потерю смысла собственных действий. В феврале 1917-го освободились от того, что «долго терпели», за счёт слома исторической России. В декабре 1991-го освободились от коммунизма и тоталитаризма за счёт великой страны.

В наиболее яркой форме утеря смысла проявляется в до сих пор живом и энергичном антисоветизме основной части правящего слоя. Именно отсюда ежегодное обливание грязью Октября 1917-го как будто бы начала уничтожения царской России. Отсюда бесконечные «штрафбаты», «дети Арбата» и «московские саги» по государственным телеканалам. Отсюда же и детское желание дядей и тёть как-нибудь впрыгнуть в дореволюционную Россию, не заметив или, ещё лучше, обгадив мимоходом СССР и противопоставляя СССР нафантазированной «России, которую мы потеряли». Это они нам опять и опять подсовывают мысль, что будущее России в том, чтобы соединиться с тем, что было «до Октября», выбросив Октябрь и советский период.

Геополитическая катастрофа, произошедшая 15 лет назад, и вселенская трагедия, допущенная в феврале 1917 года, – два момента, определявшие и определяющие отсутствие единства в России. Поэтому историческое основание чаемого народного единства – не в памяти о Смуте четырёхвековой давности, а в признании гибельности для России февральского переворота 1917-го, августовско-декабрьского 1991-го и, главное, в соединении дофевральской России с Советским Союзом в одну Историю для России.
Никогда власти не добиться единства народа, если не осознать самим и не доказать всем, что СССР – вершинное явление русской истории, достойно продолжившее тысячелетний путь страны. И только на основе всей советско-русской России у нас есть шанс стать единой и мощной страной. Не надо тратить силы на придумывание новых праздников. Тем более что в смутные и тяжёлые 90-е годы у нас обнаружился праздник, который был, есть и будет Днём народного единства по существу.

Этот праздник – День Победы. Для России этот день, по сути, пасхальный, потому что отмечаем искупительную жертву наших отцов и матерей, дедов и бабушек в Великой Отечественной войне, когда невиданной по масштабам коллективной смертью наш народ попрал вселенскую смерть и воскрес в форме могучего и в основе своей справедливого СССР. Большего по своей объединительной силе праздника нам не придумать – и не надо придумывать.

Нужны не праздники – а большое народное дело.
Последние 20 лет наше общество впало в законченный исторический фетишизм. Если в разгар перестройки и тем более после развала СССР мы наблюдали разгул отрицания родной истории, то теперь видим прямо противоположное по знаку, но схожее по сути. Всем хочется, что называется, «припасть к истокам». И этому нельзя не радоваться, а может, и умиляться. Но нельзя и совсем забыть про главный вопрос нашей ситуации: а мы-то сами что будем делать?

И соединение СССР и царской России в единую Историю нужно не для того, чтобы создать очередной праздник или изобрести самую правильную идеологию. Связь индустриального СССР и крестьянской дореволюционной России нужна для того, чтобы поставить и реализовать цели развития страны, создать новую российскую промышленность, новые города и новое российское село. Ведь народное единство определяется нашей способностью развивать страну. Вывести Россию в мировые державы.

Единство, собственно, и необходимо именно для решения таких задач, поскольку они с необходимостью требуют добровольной мобилизации населения, вдохновенного объединения вокруг предметного решения проблем развития страны…
А День народного единства надо праздновать. Но ни в коем случае не оплёвывая по этому случаю великий СССР.


kroupnov.ru | 12:50, 01.11.2006Источник: Литературная газета