Адрес публикации: http://kroupnov.ru/pubs/2006/09/07/10427/
Время публикации: 21:58, 07.09.2006



Мы созерцаем процесс деградации



Решение проблемы лежит в том, что нужно заменять в массе своей политический класс, а это не проблема одного, двух, пяти, ста человек.

____________________________________________________________________

Комментарий Юрия КРУПНОВА с оценкой ситуации в стране опубликован на
сайте Экспертного канала ОПЕК.Ру
____________________________________________________________________

Юрий Васильевич, сейчас у нас единственной значимой и движущей политической силой является Президент. Никаких противовесов ему нет, и в современной политической конструкции быть не может. При этом сам Путин неоднократно говорил, что ничего делать с политической конструкцией нельзя, трогать Конституцию нельзя.
Президент ведёт достаточно активную деятельность по позиционированию России в мире как некоего энергетического центра. И это у Президента неплохо получается. Действительно, инвестиции приходят, ЗВР растут, долги выплачиваются. Плюсов много. Однако, если посмотреть на то, что происходит, внутри страны, то получается, что есть и явные минусы такой политики. У нас свёрнуты или приторможены структурные реформы. На социальном уровне возрастает социальная напряжённость, растёт ксенофобия, расизм, пьянство, и так далее. Плохо с демографией. Партии абсолютно безыдейны, ничего реально они сделать не могут, максимум их можно воспринимать как акционерные общества по извлечению и освоению политической ренты. Средний класс формируется по принципу разбогатевших люмпенов.
Да, мы получаем определённые плюсы от «путинского строительства», но какова Ваша оценка издержек этого процесса? И в какой момент произойдёт переворот, когда минусов станет больше, чем плюсов?


Нельзя связывать фактический кризис во внутренней политике, с успехами на международной арене, это две совершенно разные вещи. Из того, что успешно прошёл саммит G-8, из того, что идут инвестиции, из того, что страна поднимается в мировом плане вовсе не следует, что это в той ли иной степени является причинами внутреннего кризиса. Это первый момент. Второй момент: события в Карелии показывают, что этап телеуправления заканчивается, что те задачи, которые ставит сам же Путин, должны реально исполняться – так, в частности, двадцатого июня на заседании Совбеза он чётко сказал, что период латания дыр закончился, и у нас есть возможность переходить к программам стратегического развития, и фактически потребовал от правительства и всех других представителей высшего руководства прорыва, прежде всего в высокотехнологичных сферах. Но эти правильные задачи сегодня оказываются подвешенными в некоторой чиновничьей пустоте, поскольку отсутствуют административные механизмы и общественные субъекты развития страны. На самом деле ситуация крайне тревожная, и даже если мы посмотрим на процент голосовавших против всех по одномандатным округам три года назад, при выборах в Госдуму, то тогда эти проценты были от десяти до двадцати во многих регионах, - а сегодня ситуация только усугубилась. Есть огромная категория людей, которые просто обозлены страшно на всё, эту злость невозможно подводить под чисто этнические, социальные, экономические категории, потому, что это всё сразу: отражение общей низовой деградации страны. И в любой момент, казалось бы, по пустяковому поводу могут начаться непредвиденные социальные процессы и эксцессы. За этим стоит отсутствие курса на развитие страны у правительства и у всех остальных чиновников, и отсутствуют технологии и субъект промышленного развития. Это мне кажется очевидным.

Но не в том ли причина, что у нас всё сейчас замыкается на Президенте, главной действующей силой является Президент, а он-то человек, он не может охватить всё, именно поэтому во внутренней политике провал?

Здесь я бы не согласился с вами, потому что то, что всё замыкается на Президента, это хорошо. Плохо то, что на самом деле исполняемость поручений Президента не превышает пяти – семи процентов. Проблема совсем в другом, в том, что тот политический класс, который существует, не адекватен реальным проблемам и вызовам страны. Более того, все разговоры о какой-то там сверхцентрализации и сверхконтроле, которые якобы уничтожают общественную жизнь, смешны. Поскольку, ещё раз повторю, реальный процент власти Президента не касается 90% собственно жизни страны, которая регулируется в регионах, на местах, конкретными мелкими, как правило, чиновниками, и так далее. Поэтому проблема в том, чтобы вернуть государство и единый дееспособный федеральный центр и в экономику, и в социальную жизнь, и везде, но государство, которое адекватно проблемам и вызовам страны.

Почему сложилась такая ситуация на данный момент, это же имеет какие-то исторические причины?

Конечно. Во-первых, потому, что основной состав политического класса – это те, кто по инерции пришёл к нам из девяностых годов. А в девяностые годы, к сожалению, курс и все задачи были направлены на утилизацию и разворовывание страны. Второй момент: практически сорок минимум лет, и в позднем советском периоде, и в раннем ново-российском, отсутствовал приоритет того слоя людей, которые созидали новые отрасли, новые системы деятельности, новый тип социальных отношений. И здесь дело не только в девяностых годах, а уже в семидесятые годы, в восьмидесятые, мы видели не просто неэффективную экономику, а мы видели отсутствие фактически того слоя, который бы определял реальную стратегию развития. И наказанием за это и стал, собственно, развал СССР. Поэтому мы имеем дело с кризисом масштаба как минимум десятилетий, то есть двадцати – сорока – пятидесяти лет, и этот кризис связан с тем, что Россия потеряла фактически свою самобытную, оригинальную программу, которую она предлагает себе и миру. Это вопрос полного перепозиционирования страны и в мире и изнутри, то есть, это требует совершенно других доктринальных и мировоззренческих оснований.

Для этого нужно, чтобы пришли другие люди?

Не так всё просто. Кроме Президента Путина сегодня нет ни одного человека, который имеет опыт, в том числе и трагический, вспомним Беслан и «Курск», управления страной. И проблема здесь не в том, чтобы заменить Путина, а наоборот, Путин сегодня нужен именно с его опытом и способностями. Но нужен однозначный курс на развитие и, если хотите, диктатура развития (подробнее об этом в моей статье в «Политическом классе»). Решение проблемы лежит в том, что нужно заменять в массе своей политический класс, а это не проблема одного, двух, пяти, ста человек. Это проблема массовой сверхинтенсивной подготовки, прежде всего, достаточно молодых кадров и совсем «зелёной» молодёжи для того, чтобы осуществить кардинальную переорганизацию, пересборку, политического класса.

Но, разумеется, в решении задачи создания нового политкласса многое зависит именно от Путина. Конкретным доказательством является ход реализации так называемых национальных проектов. Достаточно указать, что результатом проекта «Доступное и комфортное жильё» в течение года стало то, что жильё стало минимум в два раза недоступней для населения. На мой взгляд, из таких простых и понятных и малым детям фактов надо делать принципиальные выводы.

На Ваш взгляд, если сию минуту чего-то кардинального сделано не будет, сколько ещё времени до того момента, когда все это взорвётся?

Полыхнуть может в любой момент, повторю, совершенно по, казалось бы, внешне пустяковому поводу. Мы в результате такой ложно–успокоительной линии, причём не обязательно по центральным каналам ТВ, но и по внутренним даже, аналитическим материалам, которые поступают к высшему руководству страны, упускаем реальные социальные процессы. Поэтому не знаем, во-первых, той страны, в которой мы живём, но главное, что мы довели ситуацию до пределов, фактически, кипения, но при этом закрыли все клапаны. Поэтому рвануть может в любой момент, в любой точке, и никакой умник не может ничего тут ни предсказать, ни гарантировать.

kroupnov.ru | 21:58, 07.09.2006Источник: ОПЕК.Ру