Адрес публикации: http://kroupnov.ru/pubs/2006/07/23/10370/
Время публикации: 16:02, 23.07.2006
С помощью образования мы сможем изменить весь мирСтенограмма радиопередачи "Прямой диалог с Юрием Крупновым" за 21 июля 2006 г. на радиостанции "Говорит Москва" (92 FM)
Ведущая: Светлана ДУХАНИНА В студии: Юрий КРУПНОВ С.ДУХАНИНА — В эфире «Прямой диалог с председателем ДВИЖЕНИЯ РАЗВИТИЯ Юрием КРУПНОВЫМ». Здравствуйте, Юрий Васильевич! Ю.КРУПНОВ — Здравствуйте, Светлана! Добрый вечер радиослушателям! ДУХАНИНА — Сейчас по–прежнему говорят о саммите «Большой восьмёрки», который был на прошлой неделе. И, в частности, активно обсуждалась проблема образования. Там назвали эту проблему даже общемировой, не только нашей, российской. Вот если сравнить состояние образования в России и во всем мире, хотя бы в Европе, Америке, сильно ли отличается уровень, качество? Ю.КРУПНОВ — Во–первых, очень важно, что на саммите, который был крайне успешен для нашей страны, и где мы с радостью увидели, что Россия возвращает себе лидерские, мировые позиции, обсуждались мировые проблемы. И одной из мировых проблем является вопрос о том, что происходит с образованием и как использовать образование для того, чтобы каждое новое поколение жило и работало, как минимум, не хуже и чувствовало себя не менее достойно, чем предыдущее, а в чём–то даже и лучше. Образование — это инструмент для того, чтобы каждое новое поколение воспроизводило культуру предыдущих поколений, свои традиции, общемировые универсальные нормы и даже что–то добавляло в эту культуру. Ситуация с образованием в России, с одной стороны, не очень хорошая, я бы даже сказал плохая, но и ситуация в мире с образованием тоже не очень хорошая. У нас плохо, что мы снизили уровень и качество образования, по сравнению с советской школой. Но, с другой стороны, если бы в Европе и Соединённых Штатах образование резко развивалось, мы чувствовали бы себя отстающими и стремились догонять. С.ДУХАНИНА —Этого сейчас нет? Ю.КРУПНОВ — Ситуации такой нет, потому что во всём мире, наряду с деиндустриализацией, то есть с уничтожением промышленного высококвалифицированного труда, с фактическим уничтожением большой, серьёзной науки происходит и деградация образования. Это общемировой процесс. И здесь мы, с нашей российской деградацией, к сожалению, вписываемся в этот общемировой процесс. Это ненормально. Возьмём Германию. Страна, которая всегда была на передовых позициях по образованию, и, кстати, для русских выступала образцом, которой завидовали с точки зрения образования и культуры, брали пример, в которой учились все наши выдающиеся люди, если не напрямую, то проходили гуманитарные, естественные науки через взаимодействие с немецкими университетами — сегодня и у немцев ситуация не очень хорошая. Не обидится Америка, но и в Европе происходит поверхностная американизация образования, его примитивизация, упрощение. Это общая тенденция. ТЕЛЕФОННЫЙ ЗВОНОК ОТ СЕРГЕЯ — Насколько я знаю, Юрий Васильевич выступает за всеобщее высшее образование, как при советском Союзе было всеобщее среднее. А зачем высшее образование дворнику, простому рабочему? Зачем тратить столько денег? Может быть лучше сконцентрироваться на тех, кому нужнее, кому важнее? Второй вопрос: как Вы относитесь к модернизации образования. И третий: ваше личное отношение к министру Фурсенко. Ю.КРУПНОВ — Начнем с первого: действительно, сегодня идет очень жесткая борьба, не только в России, но и во всем мире, за то, как вообще понимать достоинство жизни. Поясню: это к вопросу о всеобщем высшем образовании. Я, безусловно, за всеобщее высшее образование, считаю это необходимым шагом развития для России. Кстати, мы во многом отстаем от Японии — не по количественным показателям, а по содержательным. Япония уже около семи лет назад сформулировала идею перехода ко всеобщему высшему образованию С.ДУХАНИНА — А зачем дворнику высшее образование? Кто будет подметать улицу? Ю.КРУПНОВ — Я, во–первых, за всеобщее высшее образование. Я считаю все разговоры о том, зачем дворнику, таксисту высшее образование, во–первых, лукавыми, потому что за этим сходу становится вопрос о том, что мы как–то людей начинаем делить. Ведь человек в 25–27 лет либо имеет высшее образование, либо нет, а потом уже некогда будет учиться, особенно в нашу рыночную жизнь, когда нужно бегать по нескольким работам и зарабатывать деньги. Когда человек в 25 лет, который в 18 решил стать таксистом, вдруг поймёт, что он уже не хочет быть таксистом, а например хочет быть управленцем, инженером, что ему делать? В 25 лет на порядки тяжелее получать высшее образование, чем в 17 — надеюсь, меня поймут. Это лукавый вопрос, потому что за других мы решаем — ага, вот эти в дворники пойдут, эти туда… Есть же 10% населения — дворники, обслуживающие профессии. Ну вот пусть эти десять процентов не получают высшего образования! Но мы уже как бы знаем, что эти 10%, мой ребёнок или ребенок какого–то конкретного человека, например, Андрея Александровича Фурсенко, уже станет дворником. Мне было смешно, когда предыдущий министр образования Владимир Михайлович Филиппов давал очень высокопарные интервью про то, что у нас слишком много выпускников высших учебных заведений, нам нужны простые рабочие, уже переплодились экономисты, нам надоели эти экономисты — на три четверти интервью он об этом рассказывал. А потом его корреспондент спросил: а ваши дети где учатся, что заканчивают? И он говорит — экономический факультет Университета дружбы народов. Значит, для себя и своих детей господин Филиппов видит экономическое образование, а для кого–то другого — очевидно, людей второго сорта, он хочет их сразу лет с пяти назначить таксистами и дворниками. И, по идее, а вообще зачем и среднее образование? Для меня это, по большому счету, за этим стоит, другое дело, что ни господин Филиппов, ни господин Фурсенко не дают отчета в философских основаниях своих рассуждений, за этим стоят расистские рассуждения. К сожалению, два этих государственных деятеля — один бывший, другой нынешний, не отдают себе отчета в том, что говорят. Вопрос очень простой: если кто–то из министров считает, что нужно сокращать высшее образование — пусть начнут со своих детей. Я им рекомендую. А если они не могут начать со своих детей, то пусть дадут возможность всем получать высшее образование. Человек в 22 года прекрасно разберётся. Ничего страшного нет, если дворник или таксист с высшим образованием. Но за этим стоит еще более лукавый вопрос — какой труд нам нужен? Если мы играем в дорогой высококвалифицированный труд, чтобы максимальное количество населения трудилось на сложных, требующих серьёзной подготовки производствах с интересом и хорошей отдачей, это одно. А если мы стратифицируем общество, разделяем его по слоям и классам, это другое. Госпожа Зайончковская — учёный в кавычках, говорит о том, что нам нужно около двух миллионов китайцев завозить каждый год. При этом она сама говорит, что китайцы будут необразованными и неквалифицированными. У нас люди с высшим образованием не могут найти работу. Создайте высококвалифицированные рабочие места для этих людей с образованием, а не завозите и не увеличивайте дешёвый труд. Поэтому всеобщее высшее образование — это игра на дорогой, высококвалифицированный, достойный труд. Я играю в это. С.ДУХАНИНА — Но есть же средне–специальное образование, начальное… Ю.КРУПНОВ — Все эти разделения сложились еще 30 лет назад, и мы сегодня неадекватны этому разделению и во многом его нужно менять. Я же не говорю о том, что каждого нужно обязать получать высшее образование. Но нельзя в масштабах государства кого–то делить на низшее и высшее — это разные вещи. Государство должно сегодня обеспечить каждому желающему возможность получить высшее образование. Если человек хочет получить образование, его нельзя ограничивать. Я за развитие образования, за улучшение всей системы образования во всех уровнях и ступенях, опираясь на опыт советской школы и традиционного российского образования, который имеет тысячелетнюю историю. На эти традиции нужно делать ставку, но нужно создавать новую российскую школу которая бы отличалась от всего что было раньше. Теперь по поводу Фурсенко. Он мне чрезвычайно симпатичен, это человек с большими достоинствами, но я не вижу, что бы у него была чёткая позиция с точки зрения содержания образования. Можно университеты как укрупнять, так и уменьшать, вводить новые курсы, снижать нагрузку или повышать её, но это всё в своей основе непонятная вещь, которую нельзя квалифицировать. Непонятно что качественно нового господин Фурсенко хочет внести в российскую школу и, к сожалению, за последние 15 лет средней школой вообще никто не занимается. Министр Фурсенко продолжает эту псевдотрадицию, поэтому я не считаю его профессионалом и считаю, что ему нужно опираться на подлинных профессионалов. ЧАСТЬ 2 ЗВОНОК ОТ ЮРИЯ — Добрый вечер! Юрий Васильевич, как по вашему, может ли образование, в том числе высшее, стать инструментом международной политики РФ, особенно на постсоветском пространстве. Какие есть для этого возможности и пути? Ю.КРУПНОВ — Образование — это тот ресурс, который у нас, несмотря на деградацию российской системы образования в последние 20 лет, абсолютно конкурентоспособен и нам его не использовать для мировой политики России просто грех. Что предметно нужно делать для того чтобы использовать как механизм мирового развития и влияния на мировую политику? Во–первых, нам нужно задавать совершенно другие стандарты высшего и среднего образования. Нам необходимо выйти с инициативой, опираясь на российскую, советскую традицию и на замечательный деятельностный подход в содержании образования, связанный с именами Георгия Петровича Щедровицкого, Василия Васильевича Давыдова, Льва Семёновича Выготского и других наших выдающихся психологов, методологов, философов, перехода на новые стандарты образования, новое видение образования, в основе которого стоит личность. Сегодня в мире есть два основных подхода к образованию. Один подход, основанный на индивиде и его собственных пожеланиях, и второй подход, больше советский, основанный на предметности, на науках, образование как осколки с разного рода научных предметов. Оба эти подхода сейчас являются частичными, потому что совершенно по–новому нужно смотреть на собственные силы личности и опираться на них. В российской традиции, и с точки зрения православных корней, традиции домостроительства, которое и предполагает соучастие личности в божественной деятельности, идеал личности и её сила всегда является отправной точкой. Основное не в том, чтобы в человека запихнуть большое количество научных знаний, предметов, хотя это тоже важно, и не в том, чтобы потакать «а что тебе сейчас хочется?» — это все вторичные вещи. Главное — это опора на личность, на то уникальное видение, которое есть у каждого человека, какую мировую проблему и совершенно новое решение человек может предложить. Упор на личность, правильная работа с личностью — это правильная философия образования, это то что может перевернуть весь мир в мировой политике. С.ДУХАНИНА — Вы сейчас говорите о проекте «ДВИЖЕНИЯ РАЗВИТИЯ» «Персональное образование»? Ю.КРУПНОВ — В том числе и об этом проекте, потому что персональное образование и строится с опорой на личность, но в данном случае этот проект является частной версией. Есть и другие версии, и мы не хотим сказать, что мы единственные кто эту линию развивает. На Западе есть очень интересная традиция — развитие личности в католическом романоязычном и прежде всего в испаноязычном мире, где идея «personidate» — личности играет сегодня огромную роль. И вот если мы идею личности лучше всех объединим и за 20–30 лет осуществим философско–методологический подход в образовании, то изменятся и составы политического класса, и мировая политика, и мировая экономика. С.ДУХАНИНА — Я с Вами согласна, поскольку очень многие качественные проблемы лежат в образовании. ЗВОНОК ОТ ГЛЕБА ИВАНОВИЧА ИЗ КАЗАНИ: Здравствуйте! Юрий Васильевич у меня два вопроса. Первый: какова роль российского образования и что оно может дать современному человеку? Второй: какова, на ваш взгляд, роль университетов в российском обществе, и вообще нужно ли российское образование и российские университеты? Ю.КРУПНОВ — Я так понимаю, что Глеб Иванович представляет Казань и казанский государственный технологический университет и хочу, пользуясь случаем, передать привет коллегам. Мы достаточно плотно сотрудничаем, и этот университет уже играет огромную роль как для Казани, так и для всей России. Я уже ответил на этот вопрос, когда говорил о философии образования личности, которую мы должны предложить миру и кроме России это никто не сделает — поэтому давайте работать. По поводу университетов два пункта: первое — университеты, даже по своему названию, все в разной степени, но они несут идею универсального всеобщего знания. Мы за последние 20 лет сильно провинциализировались и примитивизировались, все в целом. На это повлиял и распад страны, и суверенитет (берите столько, сколько можете). Уход в быт практически уничтожает универсальные представления, которые всегда являлись главным для русского человека. Мы всегда думаем о мире, о всеобщем и никогда не уединяемся в каком–то подвале и не говорим, что нам плевать на остальное человечество. Основная функция университетов — задавать через образование универсальный, общий взгляд на мир, чтобы человек мог видеть самые важные вещи по–существу, строить фундаментальные обобщения и понимать реальность как она есть. Второй ответ: мы сегодня находимся в жутко деградированной ситуации в промышленности. Нам без резкого мобилизационного развития промышленности никуда не уйти, иначе мы просто потерям страну. И университеты здесь играют ключевую роль, потому что они являются связкой между фундаментальной наукой и промышленностью, то есть теми предприятиями, которые сегодня реально производят готовую продукцию. Университеты могут сцепить опережающее образование, фундаментальную науку и промышленность и тем самым задать метод развития страны. SMS–СООБЩЕНИЕ ОТ СЕРГЕЯ ВЛАДИМИРОВИЧА — Идёт реформа ВАК, что делать с подготовкой научных кадров, переходить на западный стандарт, когда степени дают университеты или сохранить нашу государственную бюрократию? Ю.КРУПНОВ — То, что Сергей Владимирович называет бюрократией, есть национальное достояние России. Вообще бюрократия это не ругательное слово, это прежде всего люди, которые определяют государственный порядок и административную систему, это очень важно. У нас за последние 15 лет бюрократия была очень расшатанной, и в результате ослабления ВАКа произошло много несуразностей. Мы знаем много чиновников, которые являются докторами наук не пойми за что. Эта тенденция усиливалась в последние 20 лет, а за последние 2–3 года достигла своего пика, потому что чиновники считают просто неприличным, если они не доктора наук. Поэтому необходимо усиление ВАК, усиление требования к научным степеням и продолжение российско–советсткой традиции, в том числе и двухступенчатой, потому что в мире нет такого понятия кандидат наук и доктор наук, но это наше российское достижение, которое ни в коем случае нельзя потерять. С.ДУХАНИНА — У моих подруг дети ходят в школу и говорят, что школьная программа перегружена, хотя все говорят о том, что всё упрощается — как это можно объяснить? Ю.КРУПНОВ — Примитивизация и перегруженность не противостоят, а наоборот связаны друг с другом. Проблема перегруженности не в том, что больше требуют, а в том, что больше бестолковости. Например, можно ребенка посадить на 10 часов в класс, низкоквалифицированный преподаватель будет мучить его всякой ерундой, и со стороны будет казаться, что если 10 часов ребенок проводит в классе, это огромная нагрузка, только от этого сидения эффекта никакого, более того ребенок выматывается и истощается. Всё решается просто: вкладывайте больше в учителя, делайте профессию учителя престижной, чтобы лучшие девчонки и мальчишки шли в учителя и они не были людьми второго сорта — всё упирается в престиж. В США есть такая программа, где ежегодно отбирается 10 тысяч учителей для того, чтобы в отстающие школы шли лучшие педагоги, и эти люди дополнительно ничего по зарплате не получают. И они горды тем, что были отобраны по спецпрограмме и пошли в отстающую школу, чтобы помогать подтягивать там образование. Здесь бьют на профессиональную гордость, амбициозность и желание роста. ЗВОНОК ОТ ОЛЬГИ — Не слишком ли теоретично наше образование по сравнению с другими странами, нужно ли это менять, делая его более прикладным или именно в этом сила нашего, российского образования? Ю.КРУПНОВ — Вопрос очень сложный, но тем он и хорош. Я считаю, что нет ничего более практичного, чем хорошая теория. Теория — это способность адекватно видеть реальность. Если ты не вооружён теорией, то не знаешь, что происходит, и в теоретичности нет ничего странного и плохого. Фундаментальное российское образование, в котором много теоретичности, в котором уровень обобщения, по В.В. Давыдову, надо увеличивать, это тот фактор, который задаёт личностный рост и который произведёт революцию и в мировом образовании, и в мировой политике. Хорошая теория всегда предполагает деятельностный подход, который, наряду с содержательным обобщением и теоретическим мышлением, является основой российского образования. Вообще, это тот ресурс, которым мы победим всё что угодно, нужно только правильно им распорядиться. С.ДУХАНИНА — Нужно ли платное образование или оно должно быть бесплатным? Ю.КРУПНОВ — По отношению к среднему образованию у меня ответ однозначный: образование должно быть абсолютно бесплатным, и это даже нельзя обсуждать. А высшее образование должно быть условно платным. Я не говорю при этом, что нельзя давать жизнь частным школам, тем более что я являюсь одним из основателей совета по развитию негосударственного образования. Но государство должно обеспечивать образование на всех этапах. С.ДУХАНИНА — Я благодарю председателя ДВИЖЕНИЯ РАЗВИТИЯ Юрия Васильевича КРУПНОВА за интересную беседу. Спасибо всем за внимание и до встречи в следующую пятницу 21 июля в 19:15 на 92 FM. бесплатные видео приколы ________________________________________________________________________ Вступайте в "Прямой диалог с Юрием Крупновым" каждую пятницу, в 19.15 на радио "Говорит Москва" FM 92.0 в Москве и области Свои вопросы Юрию КРУПНОВУ Вы можете задать во время эфира по телефонам: (495) 729-33-57 и 729-33-87 или по SMS на номер 5533: наберите 92 "пробел" и текст сообщения (Стоимость отправки SMS-сообщения на номер 5533 - 0,25$ без НДС) Радиостанция "Говорит Москва" вещает на частоте FM 92.0 в Москве и Московской области Из любой точки мира эфир можно слушать на вебсайте радио "Говорит Москва" http://www.govoritmoskva.ru Юрий КРУПНОВ www.kroupnov.ru, www.d-razvitija.ru
|