Главная | Биография | Прямой диалог с Юрием Крупновым | Подписка на рассылку | Поиск по сайту | Контакты
Календарь публикаций:
«« Май 2006 »»
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Смотрите также:
» Проектное государство
»Институт демографии, миграции и регионального развития
» Стать мировой державой
» Амурский путь
» Спасем Российскую школу
» Аналитическая группа Q
» двухэтажная Россия

Юрий Крупнов:

» Facebook
» Twitter
» Вконтакте
» Канал на YouTube

Юрий Крупнов

Создайте свою визитку

России и Евроазиатскому сообществу нужен свой Болонский процесс

версия для печативерсия для печати
сохранить в .pdf
сохранить в .doc
время публикации18:54, 25.05.2006
задать вопросспросить Крупнова
Болонский процесс является оригинальным методом, посредством которого лидеры проекта «Единая Европа» существенно ускоряют унификацию Европейского сообщества и решают как его внешние, геополитические и гео-культурные, так и внутренние проблемы: кадровые, социальные, молодёжные и образовательные.




____________________________________________________________________

Опубликовано в «Литературной газете»
№ 20 за 24 – 30 мая 2006 г.
в качестве одного из мнений
в материале «ПОЛУЧИТЬ ДИПЛОМ – И… В ПАРИЖ.
Вступление в Болонский процесс – благо или зло?»
____________________________________________________________________


Болонский процесс является оригинальным методом, посредством которого лидеры проекта «Единая Европа» существенно ускоряют унификацию Европейского сообщества и решают как его внешние, геополитические и гео-культурные, так и внутренние проблемы: кадровые, социальные, молодёжные и образовательные.

Данная инициатива является ответом Европы на американское — наличное — и грядущее азиатское глобальное доминирование. Суть ответа в том, чтобы максимально замкнуть собственную образовательную систему (академическая мобильность и взаимозачёты предполагаются ВНУТРИ ЕС) и фактически через образование создать новую общность «европейский народ» (по аналогии с «советским народом») и нового европейского человека. Минимальная задача — снизить «утечку умов» из ЕС в США и ряд азиатских стран, «подтянув» при этом качество образования и сделав его немного более экономным.

Также следует выделить тот факт, что в рамках Болонского процесса происходит кардинальный пересмотр смысла и назначения высшего образования. И ряд принципов и идей являются чрезвычайно интересными и полезными для развития российского высшего образования. Здесь обратил бы внимание на идею надпредметных курсов, вводящих студентов не только и не столько в знания, сколько в способы и техники мышления и деятельности, ставку на выращивание ключевых способностей (компетенций) и само желание серьёзно менять содержание образования.

Наконец, крайне важно, что Болонский процесс по своему содержанию является открытым, там нет жёстких и однозначных требований к решениям стран участников.

Исходя из этого следует ясная и единственно возможная линия для руководства Российской Федерации: предельно внимательно и глубоко изучать идеи и реальные преобразования в рамках Болонского процесса и при этом вырабатывать собственную доктрину развития высшего образования на ближайшие 20 – 50 лет. В основу должна быть положена та же идея, что является смыслом и существом Болонского процесса: образование формирует страну и цивилизацию, оно определяет качество главного в XXI веке геостратегического ресурса — антропологическо-кадрового, поэтому развитие образования должно рассматриваться как главный инструмент мировой политики России. Ещё проще: России и Евроазиатскому сообществу нужен свой собственный Болонский процесс — например, Благовещенский, Томский, Магаданский, Оренбургский или Казанский. И Институт мирового развития в настоящее время приступил к разработке соответствующей доктрины.

К сожалению, руководством страны необходимость собственного движения, на достойном Болонского процесса уровне, пока в полной мере не осознаётся. Более того, президенту постоянно подсовываются идеи «догоняющего развития». И то, что ряд наших функционеров от образования, в очередной раз, «задрав штаны, бежит за комсомолом» (С. Есенин), ничего кроме раздражения не вызывает.

Россия является уникальной тысячелетней цивилизацией, имеющей свои собственные традиции образования. Россия и российское образование абсолютно не нуждаются в том, чтобы куда-то встраиваться. Фундаментализм и проектность, практико-ориентированность российской высшей школы, которые в полной мере представлены в МГУ и МГТУ им. Баумана, — наше цивилизационное достояние, и только эти традиции должны лежать в основе новой высшей российской школы.

Более того, обезьянничание и отсутствие собственной позиции по развитию российского образования ведёт к быстрому превращению нашей страны в демографически-сырьевой придаток — к вывозу из страны образованных и квалифицированных кадров, превращении наших молодых, самых здоровых, талантливых, подготовленных и красивых мужчин и женщин в чело-веческий «материал», разбавляющий стремительно стареющую Старую Европу.

Посмотрите, за три последних года из России на постоянное место жительства за рубеж выехали свыше 280 тысяч человек. Причём уезжают в основном высококвалифицированные специалисты — среди выехавших 44 тысяч человек с высшим образованием, в том числе 254 доктора и кандидата наук. Свыше 15 тысяч россиянок в возрасте 18–24 лет ежегодно выезжают по брачным приглашениям.

И это в ситуации демографической катастрофы, когда идёт ускоряющееся вымирание страны!

Некритическое и слепое следование зарубежным системам организации высшего образования под прикрытием Болонского процесса усилит отток из России населения трудоспособного возраста. И это будет на руку Европе. Понятно, что русские европейцы-евразийцы обоих полов куда удобнее, безобиднее и эффективнее в плане эксплуатации и ассимиляции, чем хорошо организованные арабы, жители того же Пакистана или китайцы!



Публикации | 18:54, 25.05.2006Опубликовано: Литературная газета | версия для печати


Поделиться ссылкой: ...

Чтобы регулярно получать новые статьи и заявления Юрия Крупнова, подпишитесь на рассылку


Rambler's Top100 Главная | Биография | Прямой диалог с Юрием Крупновым | Подписка на рассылку | Поиск по сайту | Контакты