Главная | Биография | Прямой диалог с Юрием Крупновым | Подписка на рассылку | Поиск по сайту | Контакты
Календарь публикаций:
«« Август 2005 »»
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Смотрите также:
» Проектное государство
»Институт демографии, миграции и регионального развития
» Стать мировой державой
» Амурский путь
» Спасем Российскую школу
» Аналитическая группа Q
» двухэтажная Россия

Юрий Крупнов:

» Facebook
» Twitter
» Вконтакте
» Канал на YouTube

Юрий Крупнов

Создайте свою визитку

Правительство на недоверии

версия для печативерсия для печати
сохранить в .pdf
сохранить в .doc
время публикации19:25, 14.08.2005
задать вопросспросить Крупнова
По данным социологического опроса, недавно проведённого ROMIR Monitoring, кабинет министров, возглавляемый Михаилом Фрадковым, не пользуется поддержкой более половины российских граждан. Даже правительство Касьянова было популярнее. Несмотря на это, настроения в правительстве царят довольно-таки благодушные. Сам премьер, ничтоже сумняшеся, отмечает «в целом удовлетворительные»
итоги полугодия и даже «преодоление к лету негативных тенденций».


______________________________________________

Комментарии О. Шеина и Ю. Крупнова.
Опубликовано в "Литературной газете"
№ 33, 10-16 августа 2005 г.
______________________________________________

Комментируют результаты социсследований эксперты «ЛГ».

Олег ШЕИН, депутат Госдумы:

– Иного и нельзя было ожидать после принятия 122-го закона (о монетизации льгот), Жилищного кодекса, в то время, когда при бешеных нефтедоходах государство имеет долги по зарплате работникам бюджетной сферы. Вряд ли социально-экономическое положение в стране, а стало быть, и отношение к федеральному правительству, в ближайшее время улучшится. Несмотря на некое торможение «реформ» под прессингом критики общественности, продолжают взрываться мины, заложенные в прошлом году, и говорить о каком-то улучшении уровня жизни в России явно не приходится.

В бытность Касьянова премьер-министром была несколько иная политическая ситуация, потому что он возглавил правительство в условиях определённого «ренессанса», восстановления после всех кризисов 90-х годов. Предыстория возникновения прежнего кабинета министров была другая. И даже несмотря на принятие властями некоторых других непопулярных документов – Трудового кодекса, нового пенсионного законодательства, – их влияние на жизнь людей было не столь очевидным, как у законов, разработанных министрами кабинета нынешнего.

Будут ли отставки в правительстве Фрадкова? Вполне возможно, осенью. Другое дело – это вряд ли принципиально изменит ситуацию. Хотя отношение, например, к Зурабову не лучше, чем к Чубайсу, всё же правильнее говорить о негативном отношении к власти вообще, нежели к конкретным персонажам…

Юрий КРУПНОВ, председатель общественного движения «Партия России»:

– Самое неправильное при интерпретации подобных цифр, которые были добыты из недр массового сознания, относиться к ним как к мнению многомудрых политологов и аналитиков.

Последние укажут и уже стали указывать на то, что к правительству под председательством Касьянова население относилось лучше и укажут на «объективные показатели»: осенью 2002 года деятельность его правительства отрицательно оценивали всего 29 – 32% населения, а осенью 2003-го – 36%.

При этом нас сразу загоняют в ложную колею: сравнивать премьер-министров. Хотя подобное направление анализа абсолютно неочевидно и тем более не является единственно верным и главным.
Вряд ли рядовой житель Российской Федерации следит за перипетиями с правительствами, да ещё и в динамике. Не факт также, что большинство из опрошенных с уверенностью могут отождествить кабинет с его председателем – нынешним М. Фрадковым или прошлым М. Касьяновым.

На самом же деле оценка правительства с осени 1999 года, когда премьером и преемником Ельцина был назначен В. Путин и когда чеченская кампания дала Путину старт, означала и означает прямое отношение к деятельности самого В. Путина – единственного всё это время политика в РФ.

Прошедшие шесть лет показали, что население, боясь разочарования и краха остатков доверия, высказывает «президенту надежд» неизменное одобрение (по крайней мере, относительно иных политиков).

Своё же реальное отношение к власти население выражает косвенно – прежде всего через отношение якобы к правительству. Не случайно осенью 1999-го и в 2000 году оценка деятельности «правительства» была неизменно высокой и только с 2002 года стала медленно и верно снижаться.

Вброшенные в массовое сознание цифры о состоянии массового же сознания говорят на деле вовсе не о правительстве, а об отношении населения к власти в целом, к ситуации в стране. Какие выводы можно сделать из опроса «про правительство»?

Первое. Последние годы растёт разочарование населения во власти. Причём подобные опросы обнаруживают (и то для внимательных аналитиков) только вершину айсберга. Но и этого достаточно, чтобы утверждать – если курс власти не будет меняться, то близок момент переворачивания айсберга и погребение под его глыбой всего политического класса, а то и страны.
Второе. Тиражирование выводов о якобы отрицательном в целом отношении населения к правительству Фрадкова отражает тот факт, что правительство, точнее, премьерское кресло (а не сам Фрадков или Касьянов) становится сверхзначимым, поскольку именно оно предоставляет возможность манёвра по решению «проблемы-2008». Кресло премьера необходимо для того, чтобы посадить в него наследника В. Путина – в целях подготовки к следующему карьерному шагу. Или, наоборот, не дать это сделать тем. И борьба здесь идёт не на жизнь – на смерть.

Третье. Удивительно в результатах опроса то, что доли отрицательно и положительно относящихся к правительству приблизительно равны – особенно, если учесть традиционный в России критический, если не критиканский настрой к органам власти. А это уже очень напоминает хорошо известное в математике нормальное распределение, когда два разных отношения количественно одинаковы, что в данном случае может означать полное равнодушие к тому, чем занимается и что делает правительство.
Может, за цифирью вообще никакой оценки правительства и власти нет, как не может быть оценки и сознательного выбора и решения в ситуации механического бросания монеты с примерно равным числом «орлов» и «решек».

По-американски это называют фифти-фифти. А по-русски: ни то ни сё.
Скорее всего, обязательным заключением из обнародованных цифр должно быть также следующее: власть в России абсолютно оторвалась от населения, и население в целом равнодушно к власти.
Если теперь сопоставить все три вывода, то получается, что мы имеем тройной кризис власти. Население разочаровывается в ней, сама власть разрывается схватками кланов, а в целом населению власть уже становится безразличной, и оно равнодушно будет смотреть за любыми сценариями распада власти.

Кажется, именно такая ситуация была в октябре 1917 года.
Что же будет к сентябрю 2005-го, когда политики и их политполки возвратятся из отпусков отдохнувшими и соскучившимися по политбоям?..

Публикации | 19:25, 14.08.2005Опубликовано: Юрий Крупнов | версия для печати


Поделиться ссылкой: ...

Чтобы регулярно получать новые статьи и заявления Юрия Крупнова, подпишитесь на рассылку


Rambler's Top100 Главная | Биография | Прямой диалог с Юрием Крупновым | Подписка на рассылку | Поиск по сайту | Контакты