Качество жизни (англ. - quality of life, сокр. - QOL; нем. - Lebensqualitat, сокр. LQ) - категория, с помощью которой характеризуют существенные обстоятельства жизни населения, определяющие степень достоинства и свободы личности каждого человека.
Качество жизни нетождественно уровню жизни, включая и наиболее изощренные виды его определения, например, жизненные стандарты (living standarts), поскольку различные экономические показатели дохода выступают только одним из многих (как правило, не менее 5-ти), критериев качества жизни. Показательным с этой точки зрения является ситуация в СССР 60 - 70-х гг., когда качество жизни советского населения в целом было не ниже качества жизни населения ведущих западных стран, при том что уровень жизни в СССР был примерно в 2 раза ниже. Наглядны также следующие примеры. Когда в бытность СССР эскимосов переселили из чумов в комфортабельные квартиры, уровень их жизни повысился, но уровень смертности резко повысился и, как сформулировал один из социологов, «они стали вымирать от тоски». В ГДР после присоединения к ФРГ материальные условия улучшились в 3-5 раз, однако, уровни самоубийств, преступности и смертности резко выросли[i].
Философия качества жизни в конце XX века выходит на первый план в государственной политике и социальной работе в наиболее развитых странах мира, например, в Канаде, Великобритании и Швеции, поскольку через качество жизни возможно осуществлять интегральную оценку эффективности управления в постэкономическую эпоху[ii].
Государственная работа по определению и реализации заданного качества жизни ведется через законодательное введение стандартов (индексов) качества жизни, которые обычно включают три блока комплексных индикаторов.
Первый блок индикаторов качества жизни характеризует здоровье населения и демографическое благополучие, которые оцениваются по уровням рождаемости, продолжительности жизни, естественного воспроизводства.
Второй блок отражает удовлетворенность населения индивидуальными условиями жизни (достаток, жилища, питание, работа и др.), а также социальная удовлетворенность положением дел в государстве (справедливость власти, доступность образования и здравоохранения, безопасность существования, экологическое благополучие). Для их оценки используются социологические опросы представительных выборок из населения. Объективным индикатором крайней неудовлетворенности служит уровень самоубийств.
Третий блок индикаторов оценивает духовное состояние общества. Уровень духовности определяется по характеру, спектру и числу творческих инициатив, инновационных проектов, а также по частоте нарушений общечеловеческих нравственных заповедей: «не убий», «не укради» , «почитай отца и мать своих», «не сотвори себе кумира» и др. В качестве единиц измерения используются данные официальной статистики о социальных аномалиях, которые считаются «грехом» - нарушением соответствующих заповедей: убийства, грабежи, тяжкие телесные повреждения, брошенные пожилые родители и дети, алкогольные психозы. Там, где такие проступки встречаются чаще, уровень нравственного состояния хуже.
Включаемые в блоки индикаторы должны отвечать следующим требованиям:
- отражать наиболее важные социальные параметры, имеющие интегральное значение для общества и отражающие его собственное ощущение себя благополучным или неблагополучным;
- однозначно восприниматься любым гражданином на всей территории России, объединяя всех единым пониманием;
- обладать достаточной чувствительностью и способностью быстрого реагирования на факторы, изменяющие условия жизнедеятельности;
- иметь доступные для стандартного измерения количественные характеристики, обеспечивающие возможность сравнительной оценки и слежения за динамикой.
Частичным аналогом индекса качества жизни, получившим к настоящему времени распространение и признание, является индекс человеческого развития (ИЧР, human development indicator - HDI) или, в другом переводе, индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), применяемый ООН с 1990 года. В числе главных составляющих ИЧР: средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень образования населения и реальный среднедушевой валовой внутренний продукт, рассчитанный с учетом паритета покупательной способности национальной валюты.
В правовом отношении качество жизни является реализацией права на достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации ориентация на качество жизни обеспечивается конституционно. Первая часть статьи 7-й 1-й главы Конституции «Основы конституционного строя» гласит: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Практическое значение категории качества жизни состоит, прежде всего, в способности конкретно задаваемой для данной личности или общности нормы выступать формой представления и обеспечения достоинства и свободы людей. Задаваемые в качестве необходимых, должных характеристики качества жизни для конкретной личности или общности определяют для них желаемый образ будущего и носят проектный характер, что и позволяет их использовать в качестве универсального управленческого инструмента.
Качество жизни носит интенсивный характер, поскольку характеризует субъектность населения, т.е. фактическую дееспособность различных общностей и каждой отдельной личности. Из этого, в частности, следует, что качество жизни ни при каких обстоятельствах не может быть сведено к потребностям и социально-экономическим благам: дееспособность есть не следствие благ, а их причина или безотносительное к ним основание. При этом применение категории качества жизни носит не менее объективный характер, чем иные категории, которые характеризуют социально-культурное и экономическое благополучие, например, уровень жизни.
Таким образом, качество жизни характеризуется реализацией заданных в качестве нормы устойчивых состояний личности и общности, т.е. устойчивых элементов самодеятельного населения.
Качество жизни, характеризуя и описывая объективную субъектность, определяется рефлексивными практиками[iii] (см.
www.kroupnov.ru/5/42_1.shtml) и знаниями, т.е. принципиально строящимися на основе анализа субъектом средств организации своего мышления и деятельности.
Рефлексивность как направленность сознания на себя является фундаментальным свойством работы по определению и организации необходимого качества жизни. Другим свойством является непрерывная сопоставимость качеств жизни различных личностей или общностей между собой (бенчмаркинг) как способ определения реальности собственного качества жизни.
Наиболее удобным для определения состояний (или статутов) личности и общности является понятие габитуса, введенного в 80-х годах французским социологом Пьером Бурдье (
http://bourdieu.narod.ru/).
Габитус (от лат. habitus — вид, общий облик, сложение внешность, наружность) представляет из себя совокупность индивидуальных, групповых, коллективных, социальнос-стратовых (в частности, сословных или классовых) позиций и обстоятельств их реализации в деятельность.
Понятие габитуса необходимо для максимально объективного выделения социальных единиц как реальных социально-культурных и политико-гражданских «организмов» или «тел».
Фактически габитус есть практическое сознание, сознание в его и его носителях действии. Здесь проблема качества жизни напрямую соприкасается с проблемами сознания - консциентологии - с консциентальной проблемой и консциентальным оружием[iv].
Развитие самоорганизации населения и повышение качества жизни требует принципиально новых социально-инженерных технологий и без создания инфраструктуры поддержки позитивной субъектности наиболее активных людей и групп населения.
Качество жизни является главной целевой функции современных сверхиндустриальных промышленных систем (
http://www.pereplet.ru/krupnov/14.html#14). Именно через интегральные показатели качества жизни промышленное развитие организует социальное строительство.
Одним из наиболее перспективных механизмов организации систематической работы с качеством жизни и управления качеством жизни является лаборатория качества жизни.
Лаборатория качества жизни (ЛКЖ) - общественно-государственная оргструктура, состоящая из 2-3 и более человек, которая отвечает за управление качеством жизни на территории. Соответственно, ЛКЖ могут быть федеральным, окружными, региональными, местными и просто локальными (на уровне микрорайона, улицы или многоквартирного дома, к примеру).
Главная задача ЛКЖ состоит в том, чтобы помогать отдельным людям и группам людей самим создавать себе необходимое качество жизни и вводить в культуру систематическую работу населения с собственным качеством жизни.
Такая задача, с одной стороны, интегрирует все стороны экономики и материального обеспечения жизни человека, а, с другой стороны, позволяет неограниченно развивать индивидуальность, создавать и культивировать социально-культурные стили или стили развития для отдельных людей и общностей.
[i] Гундаров И.А. «Пробуждение: пути преодоления демографической катастрофы в России». - Москва, Центр творчества "Беловодье", 2001; Гундаров И.А. «Демографическая катастрофа в России: причины, механизм, пути преодоления» - М., Эдиториал УРСС, 2001.
[ii] Голанский М.М. «Что нас ждет в 2015 г. (экономический прогноз против утопий)» - М., 1992 г.; Голанский М.М. «Новые тенденции в мировой экономике», М, 1992 (см. lib.ru/POLITOLOG/golansky.txt); Голанский М. М. «Будущее мировой экономики и перспективы России» - М., 1993 г.; Голанский М. М. Новые тенденции в мировой экономике и участь отставших стран: (Глобальный тоталитаризм) / РАН, Ин-т Африки. - М., 1995. - 107 с.; Голанский М. М. «Современная политэкономия. Что век грядущий нам готовит?» - М., 1998; Голанский М. М. «Взлет и падение глобальной экономики: (Что ждет отставшие страны)» - в «Учен. зап. / РАН. Ин-т Африки; Вып.6, 1999, 131.
[iii] Крупнов Ю.В. Рефлексивные практики, инфраструктуры и государственность – основа реконструкции России - в «Рефлексивные процессы и управление. Тезисы IV Международного симпозиума/ 7 - 9 октября 2003, Москва», Издательство «Институт психологии РАН», М., 2003, сс.64 - 67 (см. также
www.kroupnov.ru/5/42_1.shtml).
[iv] «Кому будет принадлежать консциентальное оружие в XXI веке?» - спецвыпуск альманаха «Россия-2010», М., «Пайдейя», 1996 г.