Адрес публикации: http://kroupnov.ru/pubs/2004/02/24/10102/
Время публикации: 18:22, 24.02.2004



Иное дано. Как это делается в Малайзии



Семь лет назад мне довелось посмотреть ИНОЕ телевидение.
Было это в Куала-Лумпуре, столице далёкой Малайзии. В первый же день командировки включил телевизор и попал на съезд правящей партии.

Обсуждался стратегический план развития транспорта. Говорили про серьёзные ошибки предыдущих пяти лет. И про перспективы на следующие пять.

Всё это было очень буднично, говорилось простым языком и очень по-деловому. И захватывающе интересно. А «ведущим программы» был лидер правящей партии и руководитель страны Махатхир Мохамад.

Малайзийское телевидение оказалось тогда для меня одним из трёх главных открытий.

Первым было то, что вся страна с 1997 года живёт и работает в соответствии с доктриной развития Малайзии и превращения её к 2020 году в развитую индустриальную державу. Название доктрины – «Видение 2020».

Вторым открытием стало отношение в Малайзии к науке. И чиновники высокого ранга, и свободные журналисты рассматривали, к примеру, советско-российскую фундаментальную науку как несметное и чудесное богатство. И с доброй завистью говорили о том, что у русских есть то, чего в Малайзии не будет ещё очень и очень долго.

Третьим открытием стало телевидение. Я старался смотреть его при любой возможности и буквально изучал. А телевидение в «виртуале» по всем своим каналам показывало то же самое, что было и в «реале».

Вся страна занималась Делом. Строила, планировала, обсуждала, спорила, стремилась побеждать в спортивных состязаниях, молилась и – училась, училась и училась. Были встречи и с, условно говоря, «оппозиционными» политиками и журналистами. Была критика, нередко по делу. Но самые острые слова шли в курсе общего движения народа и страны к заветной цели – стать промышленно развитой страной. Малайзия сегодня необычайно перспективная страна, настоящая держава Юго-Восточной Азии. И на самое первое место элита ставит проблему развития и обогащения собственного языка. Существует специальный правительственный орган – Совет по развитию языка, руководитель которого по рангу входит в пятёрку высших чиновников страны.

Занимаются там не псевдореформами языка по типу того, как писать «парашют» – через «ю» или «у», а интенсивным обогащением и развитием языка вместе с развитием страны.

И телевидение используют не для пропаганды узкого слоя «элиты» и не для самовыражения «деятелей культуры», «известных учёных и аналитиков», а в качестве инструмента введения буквально каждого малазийца в работу и продвижение страны, в гущу проблем и ключевых решений в промышленности, в социальной и духовной сфере.

Страна независима. Страна занята Делом. Страна уверенно и через реальный труд движется вперёд. Поэтому у страны и возвышающее граждан и народ телевидение.

Российское же телевидение – и «общественное» (Первый канал), и «государственное» (РТР) – поражает своей махровой «заштатностью» и «тусовочностью», полной зависимостью от отдельных частных лиц, узурпировавших телеканалы, и от настроения рекламодателей.

Это можно видеть ежедневно и ежечасно. Укажу только на один факт. Удивительно тонкий и органичный цикл рассказов о народной трагедии ленинградской блокады и Великой Отечественной войны, который надо смотреть детям прежде всего, показывался три недели назад по не самому массовому каналу «Культура» и в 23.00, как самое последнее порнографическое «произведение». А эти последние – всех родов и видов – шли в прайм-таймы и под фанфары громких анонсов.

Самое же страшное состоит в том, что эту скособоченность и неадекватность подобных «программных решений» ведущих телеканалов никто на этих самих телеканалах не воспринял как дикость и «дефолт». Что поражает в современном российском телевидении?

Первое – чудовищная провинциализация и маргинализация обсуждаемых вопросов. Ежедневно перед десятками миллионов зрителей идут показы вторичных и третичных продуктов глобального медиарынка. Экран давно превратился в помойку для западных отбросов. 90 процентов составляют римейки западных передач и прямые перепевы западных СМИ. Нет подлинных проблем ни страны, ни мира. Редчайшая случайность, когда вдруг сказанное заставляет прислушиваться, задумываться, делать усилие. Впрочем, откуда взяться мировому уровню и несуетливой остроте дискуссий, если телевидение обслуживает узкий слой победивших в разрушении и разграблении страны?

Второе – открытая антироссийскость ключевых журналистов ТВ. Лидер здесь – ведущий еженедельной программы «Времена» и президент Академии российского телевидения В. Познер. Так, 18 января 2004 г. в заключительном слове очередной программы «Времена» он перед миллионами телезрителей в прайм-тайм ясно и недвусмысленно обвинил Россию, цитирую, в «некотором пренебрежении ценностью человеческой жизни, которое в России имеет исторические корни», в том, что в России «вообще отдельно взятая человеческая жизнь никогда особенно не ценилась». А далее была дана недвусмысленная оценка российскому сознанию и психологии на протяжении многовековой истории: «По-моему, это определённый изъян. Просто изъян даже в психологии». Сие заключение телеведущий сделал на основании того, что – «В России говорят так: лес рубят – щепки летят».

Невежество президента академии не поражает. Откуда, в самом деле, родившемуся и прожившему первые пятнадцать лет в США и Франции знать, что абсолютные аналоги данной пословицы есть у англичан, французов, немцев, голландцев? Откуда президенту знать, что у Даля эта пословица фиксируется как совсем про другое, что её основной смысл для нормальных людей совсем иной? (И только очень большая необходимость нахамить и обгадить может позволить толковать эту пословицу так, как это сделал В. Познер, – обстоятельства данного дела подробно представлены на сайте проекта «ПОЗНЕР ИЗВИНИТСЯ»).

Поражает то, что эти господа, ведущие нас к окончательному историческому поражению и унижению, выходят в эфир и собираются и далее, сколько им нужно, появляться на телеэкране каждое воскресенье, обозначая тем самым, что по-прежнему ИНОГО НЕ ДАНО.

Телевидение есть инструмент идентификации и образования народа. И новой России нужно новое, иное телевидение. Такое, которое бы задавало перспективу стране и повышало бы статус России в мире.

Для этого важно понимать, что иное – дано.

И начинать делать иное телевидение.

Статья опубликована в Литературной газете, №7 (5961) 18 -24 февраля.
kroupnov.ru | 18:22, 24.02.2004Источник: Юрий Крупнов