Главная | Биография | Прямой диалог с Юрием Крупновым | Подписка на рассылку | Поиск по сайту | Контакты
Календарь публикаций:
«« Январь 2004 »»
пн вт ср чт пт сб вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Смотрите также:
» Проектное государство
»Институт демографии, миграции и регионального развития
» Стать мировой державой
» Амурский путь
» Спасем Российскую школу
» Аналитическая группа Q
» двухэтажная Россия

Юрий Крупнов:

» Facebook
» Twitter
» Вконтакте
» Канал на YouTube

Юрий Крупнов

Создайте свою визитку

Выбытие

версия для печативерсия для печати
сохранить в .pdf
сохранить в .doc
время публикации12:34, 10.01.2004
задать вопросспросить Крупнова
Российская Федерация получила от РСФСР и СССР не только безусловные достижения, но и все проблемы, обусловленные спецификой советского периода и самого социалистического градостроительства...

Так, только для сохранения существующего уровня жилищной обеспеченности населения страны, в том, старом панельном фонде, темпы его капитального ремонта должны соответствовать по объемам массовому вводу жилья и систем жилищно-коммунального хозяйства в 60-80-е годы. Однако этого, как мы постарались показать (1), произойти не может и из эксплуатации по абсолютно объективным причинам будет выводиться огромный объем потерявших ремонтопригодность зданий и объектов инфраструктуры, построенных в 50-е – 60-е годы прошлого века.

Если в ближайшие годы не предпринять экстраординарных усилий, оставить всё так, как оно есть сегодня, то мы должны быть готовы к следующему.

Естественным образом с каждым последующим годом из эксплуатации станет изыматься квартир (жилья) и инфраструктур (ЖКХ) в 2 – 3 раза больше, чем сегодня строится, а общая стоимость затрат на обслуживание остающегося или вновь вводимого жилья будет ежегодно расти на 15 – 25 % в год с учетом инфляции.

Общую ситуацию с возможностью противостоять выбытию жилья и инфраструктур удачно сформулировал архитектор одного из восточносибирских крупных городов: при существующих темпах замены ветхого жилья этот процесс в городе продлится не менее 125 лет. В некрупных же городах на обновление жилого фонда “по-современному” не хватит и двух веков.

В итоге, ежедневно и ежегодно возможности для жизни в российских городах будут наглядно уменьшаться и при этом столь же наглядно дорожать.

С вынужденным и необходимым выбыванием жилья и удорожанием проживания в нём вопрос об определении места жительства остро встанет перед значительной массой населения страны – примерно перед 3 – 5 миллионами семей в течение ближайших семи лет, до 2010 года.

О тяжелейшей ситуации в стране уже начали вслух говорить официальные лица. В частности, вице-премьер Владимир Яковлев заявил 9 июля 2003 года на заседании правительственной комиссии по вопросам ЖКХ, что по его данным, “на сегодняшний день в России насчитывается 90 млн. кв. метров ветхого жилья, еще 300 миллионов из 2,8 млрд. кв. метров уже давно не ремонтировались… Он также высказал обеспокоенность высокой степенью износа основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве, который достигает 70-80 процентов” (2).

Таким образом, мы должны констатировать, что совокупными усилиями нам удалось к началу 21 века организовать на своей территории крупную градостроительную чрезвычайную ситуацию.

Уже начался процесс вынужденного выбытия старого фонда и вывода из эксплуатации объектов жилья, соцкультбыта, инженерных систем, который предопределен отсутствием экономических возможностей и организационных механизмов для их массовой реконструкции и строительства нового жилья, городской инфраструктуры и даже градостроительного проектирования.

Это и есть та “чёрная дыра”, тот тупик, к которым неуклонно движется вся страна.

Во-первых, мы попадаем в хронологическую полосу длиною в несколько десятилетий, когда любые действия по отношению к половине имеющегося жилого фонда являются малополезными и чрезвычайно затратными, когда в отношении большинства наших многоэтажных жилых домов становится правдой крылатое выражение: “всё тратить на лекарства”.

И, во-вторых, в случае, если мы ничего не предпримем оригинального и правильного, вместе с выбытием жилого фонда произойдёт выбытие населения из всех забот и дел, не связанных с обеспечением себя “крышей над головой”. Крышей уже в прямом смысле этого слова. Страна выпадет окончательно из круга мировых субъектов развития и станет жить ожиданием очередных почти плановых катаклизмов.

Художественным изображением того, что нам в массовом порядке и по нарастающей предстоит увидеть по всей стране может служить следующий чисто документальный репортаж АС Байкал ТВ (журналист Анастасия Мушникова) от 20 июля 2003 года:

“Без воды и канализации остались жильцы одного из домов по улице Тимирязева в Иркутске

Все нечистоты дома стекают в подвал. Коммунальные службы отказываются работать в таких условиях.

В подвале дома по улице Тимирязева воды по колено. Уже почти месяц прошел с тех пор, как здесь засорилась канализация. Жильцы обратились за помощью в дирекцию эксплуатации зданий. Заявку приняли. Через несколько дней пришел сантехник, но работать отказался. “Он пришел, посмотрел и сказал: “Здесь нужны только рыбацкие сапоги, иначе не пройдешь”, - рассказала Валерия Кибисова, местная жительница.
После отказа коммунальных служб решать проблемы жильцов люди сами взялись за исправление ситуации. Чтобы вода в подвале спала, перекрыли вентили. Многоквартирный дом остался без водоснабжения. Сейчас в подвальном помещении воды немного. Но нечистоты до сих пор стекают сюда. Жители жалуются на зловоние, сырость и обилие комаров. Они опасаются заразиться какой-нибудь инфекцией. Дому необходим капитальный ремонт, который не делали уже более двадцати лет”.

Впрочем, центральное и местное российское телевидение за последние годы преуспело в чуть ли не ежедневных показах замерзающих многоэтажек с трубами буржуек из окон двенадцатого этажа или разливающихся по улицам городов водопроводно-канализационных рек. Поэтому мы больше не будет приводить подобных репортажей и примеров.

Тем более, что самое важное – разобраться с причинами появления этой “чёрной дыры”. Они на сегодня понятны и не составляют тайны для любого внимательного аналитика и управленца.

С одной стороны, это – следствие того, что основой государственной жилищной политики в 70-х – 80-х годах было повышение объёмов и темпов строительства за счёт сокращения роста его стоимости и удешевления тех затрат на конструкции, которые могли быть компенсированы низкими ценами на энергоносители. Расчётный срок “жизни” до капитального ремонта тех многоэтажек изначально задавался в 20 – 25 лет. Вдобавок, строили из нередко некондиционных и плохо приготовленных материалов, с установкой некачественного инженерного оборудования. Отсюда – ускоренный физический износ объектов, обеспечивающих систем инженерной инфраструктуры, а также крайне низкая энергоэффективность и нарастающая неэкономичность этого жилья.

С другой стороны, создавшаяся ситуация является следствием того, что в течение последних пятнадцати лет, не было никакой государственной технической политики и строили не лучше, если не хуже, чем в период советского цикла развития России.

С третьей стороны, наличное у нас чрезвычайно упрощенное панельное жильё требует ещё и чрезвычайно дорогой и затратной эксплуатации, дорогого и непрерывного ремонта, дорогой утилизации – на что с лихвой уйдут любые выделяемые деньги.

С четвёртой стороны, жильё исходно привязывалось к судьбе самих городов и их градообразующих предприятий, которые сегодня либо не работают, либо перестали нуждаться в прежнем количестве работающих. Отсюда проживание перестало быть функцией промышленного труда и, соответственно, жилой фонд перестал получать свою долю от народного хозяйства.

Понятны и неприятные сценарии (“страшилки”), по которым нам придётся жить в том случае, если всё будет продолжаться по-прежнему.

Наступит эпоха коммунального тоталитаризма, когда “квартирный вопрос” станет центральным и для властей всех уровней и буквально для каждого гражданина. Когда всем будет править желание хотя бы частично сохранить в прежнем виде имеющееся качество жизни, когда тотальными и “проедающими” все финансы в стране станут программы ликвидации коммунальных катастроф типа “Переселение граждан г. N из ветхого и аварийного жилья”, “Об обеспечении подачи горячей воды в микрорайон Х” и т.п.

Как быть?

Прежде всего, очень важно каждому в стране принять данную ситуацию как реальный и неотменяемый факт.

Но принять не с целью устрашения себя и друг друга или вызывания неизлечимого эмоционального кризиса. Этот факт, повторяем, следует принять как задаваемое начальное условие, чёткую вводную установку при обдумывании стратегии поведения всех ответственных лиц в стране и при создании программы развития, содержание которой во многом должно определяться этим фактом.

Мы должны понять и признать, что все вместе, как страна, вошли в десятилетие трудных испытаний и что предстоящие годы могут стать в жизни городов и поселений временем особого рода – временем массового выбытия ветхого жилого фонда и панельных зданий первых поколений вместе с нарастающим выходом из строя инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства. Последнее, в свою очередь, приведет к проблемам в эксплуатации даже недавно построенных, но обслуживаемых этими сетями зданий и сооружений.

Однако любая грозящая катастрофа несёт в себе двоякий смысл.

С одной стороны, если ничего не предпринимать, то нас действительно ждёт выбытие не только жилого фонда и инженерных систем, но и нас самих как более или менее организованного общества в целом.

Но, с другой стороны, правильное отношение к надвигающейся катастрофе позволяет использовать её в качестве счастливой уникальной возможности для коренного пересмотра всех наших представлений о жизни в России, об организации жизнедеятельности и градостроительства, о самих наших подходах к развитию страны.

Катастрофа – греческое слово и обозначает резкий поворот или перелом судьбы, ниспровержение новыми законами старых, а также развязку драмы. Все эти значения не несут в себе фатального смысла и указывают на возможность принципиально разных направлений разрешения близящейся катастрофы.

Надвигающуюся катастрофу необходимо рассматривать как уникальную возможность кардинального обновления, как точку бифуркации и смены самого типа и характера российского градостроительства и жизнеустроения, как важное исходное условие при создании и реализации новых подходов к развитию страны.

Более того, сегодня ясно, что правильное разрешение катастрофы создаст условия для нового этапа развития российского и мирового градостроительства.

Преодоление и выигрыш катастрофы возможны.

Однако это может произойти только в том случае, если население и руководство страны, а также профессионалы сферы градостроительства (градостроители, архитекторы, риэлтеры, строители, девелоперы, работники коммунального хозяйства, энергетики и др.) сумеют посмотреть на российское градостроительство как на свой уникальный шанс.

Российское градостроительство находится сегодня в точке перелома, перехода от одного качественного состояния к иному, новому.

Специфика и особенности этого переломного периода в российском градостроительстве обусловлены буквально всеми сторонами нашей жизни: нестабильной ситуацией в мире, сменой общественного устройства страны, исчерпанностью старого типа урбанизации и фактом перехода к новому ее типу под воздействием уже других движущих сил, полным преобразованием характера социальной и ресурсной базы градостроительства.

Нужна правильно организованная градостроительная политика Российской Федерации. Только она в состоянии ориентировать социальную и деловую активность населения, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, профессиональные усилия в сфере градостроительства, а также средств массовой информации и граждан на ее реализацию. Это должна быть система взаимоувязанных действий, базирующихся на единой концептуальной основе и общих целевых задачах.

Градостроительство нужно целевым и настойчивым образом развивать, вовлекая в этот процесс население страны. Внешние, итоговые задачи первой фазы развития должны иметь хорошо различимые ориентиры:

1. увеличить объемы жилищного строительства в России в два раза;
2. отказаться по возможности от нового массового строительства многоэтажных панельных и монолитных домов как домов временных и требующих дешевых, почти даровых энергоносителей, допускающих пренебрежение к вредностям среды обитания (также как нейлоновые рубашки, нужно перевести в историю моду на железобетонные коробки);
3. сделать вынужденное выбытие жилья и ЖКХ планируемым и рационально организованным;
4. развивать опережающими темпами индивидуальное частное строительство на усадебных участках; осваивать под земли поселений новые территории, наиболее благоприятные для жизни и развития народа.
_____________________________________

1. См. статью А. Кривова и Ю.Крупнова “Что мы настроили, как мы строимся и как надо строиться” (http://www.kroupnov.ru/5/77_1.shtml).

2. Яковлев констатирует пробуксовку в реформе ЖКХ - Москва, 9 июля. /Корр. РИА "Новости" Алла Исаева/


Авторы: Александр Кривов, Юрий Крупнов

Публикации | 12:34, 10.01.2004Опубликовано: Юрий Крупнов | версия для печати


Поделиться ссылкой: ...

Чтобы регулярно получать новые статьи и заявления Юрия Крупнова, подпишитесь на рассылку


Rambler's Top100 Главная | Биография | Прямой диалог с Юрием Крупновым | Подписка на рассылку | Поиск по сайту | Контакты