Главная | Биография | Прямой диалог с Юрием Крупновым | Подписка на рассылку | Поиск по сайту | Контакты
Календарь публикаций:
«« Ноябрь 2003 »»
пн вт ср чт пт сб вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Смотрите также:
» Проектное государство
»Институт демографии, миграции и регионального развития
» Стать мировой державой
» Амурский путь
» Спасем Российскую школу
» Аналитическая группа Q
» двухэтажная Россия

Юрий Крупнов:

» Facebook
» Twitter
» Вконтакте
» Канал на YouTube

Юрий Крупнов

Создайте свою визитку

Курс - НОРД-ОСТ

версия для печативерсия для печати
сохранить в .pdf
сохранить в .doc
время публикации14:28, 03.11.2003
задать вопросспросить Крупнова
После ужаса вокруг захвата театрального центра в Дубровке в октябре 2002 года и гибели почти двух сотен людей, трудно отделаться от ощущения: выбор мюзикла с названием «НОРД-ОСТ» был вовсе не случайным.
...Норд-Ост – это наш тысячелетний российский курс.

Не купол то Софии, нет.
Преображенный в белый свет,
Сияющий стоит Фавор
Над цепью Тукурингрских гор.

П.А. Флоренский, поэма «Оро», 1934

Не надо молодому русскому народу
ни картины немецкого императора,
ни вдохновенных рассказов Соловьёва,
ни сознания противоположения белой расы
с жёлтой (это, на мой взгляд, тщедушная попытка резонёрства),
ни всех этих видов на представляющее
торгово-промышленное значение Великого Океана,
чтобы сплотиться с молодым пылом для защиты
всяких попыток отнять у нас хоть пядь занятых
там – на Тихом океане – берегов, потому что эти берега
действительно свободны и первые дают нам
тихий и великий путь к океану и тихому и великому,
к осуществлению родной сказки,
к равновесию центробежной нашей силы
с центростремительной, к будущей истории,
которая неизбежно станет совершаться
на берегах и на водах Великого Океана.
Инстинкт молодёжи тут сошёлся с
взвешенным суждением стариков.

Д.И. Менделеев, 1905 год

Российское могущество прирастать будет
Сибирью и Северным океаном
и достигнет до главных поселений
Европейских в Азии и в Америке.

М.В. Ломоносов, 1763

В грядущих судьбах наших, может быть,
Азия-то и есть наш главный исход?..

Ф.М. Достоевский, “Дневник писателя”, 1879




После ужаса вокруг захвата театрального центра в Дубровке в октябре 2002 года и гибели почти двух сотен людей, трудно отделаться от ощущения: выбор мюзикла с названием «НОРД-ОСТ» был вовсе не случайным.

Какими бы ни были задачи реальных организаторов той спецоперации в Москве, удар был нанесён и по самому имени «Норд-Ост». Теперь каждый раз при написании или произнесении этого «Норд-Ост» наплывают страшные воспоминания.

Но нам надо учиться преодолевать такое отношение к слову «Норд-Ост». Потому что это не просто название спектакля, и не просто одно из многих возможных направлений движения.

Норд-Ост – это наш тысячелетний российский курс.

… Так получается, что ещё с античного мира был известен и манил к себе «великий северный угол» - Tabin.

Это там, где Северный Ледовитый океан соединяется с Тихим, а Азия через Берингов пролив «смотрит» на Америку. Это крайнее место, эту северо-восточную оконечность Азии также называют Чукотским носом. Находится Tabin на Чукотском полуострове и официальное название сегодня – мыс Семёна Дежнева. Напротив – через 80 километров – Аляска.

А ещё крайний Северо-Восток Азии обозначался также в прошлом тысячелетии как «Аниан» (Ania pro[vincia] ) с «Царством Аниан» (Anian regnum) напротив, на Северо-Западной оконечности Америки[1].

Здесь начинается Евразия.



«Мыс Tabin» обозначен, в частности, и на Карте Сибири (Tartariae), которая была составлена Иодокусом Хондиусом и издана в 1606 году в Амстердаме (см. Рис.1) [2].


К а р т а С и б и р и, составлена Иодокусом Хондиусом. Впервые напечатана в атласе Герарда Меркатора, дополненном Хондиусом и изданном в 1606г. под заглавием: Atlas siv cosmographicae meditationes...(Amsterdam). Составлена, очевидно, на основании карты Мира Меркатора 1569г. В нее вошли также результаты экспедиции Вилема Баренца к Новой Земле (1595-1597). Изображение Сибири не соответствует действительности и частично отражает представления Птолемея. Северный берег Азии омывается "Спокойным морем русских" ("Niaren More id est Tranguillum...") с островом Тазата (Tazata) и мысом Табин (Tabin).

Для русских такая карта достаточно точно для тех времён обозначала ещё почти незнакомые тогда Сибирь и Дальний Восток – полностью наши сегодня родные просторы.

Подобные карты были и у нас, в пользу чего свидетельствует хотя бы тот факт, что изданная в 1613 году голландским картографом Гессель Герритсом карта России в своей основе имела «Автограф» карты сына Бориса Годунова Федора (чертеж, упоминаемый Пушкиным в драме «Борис Годунов»).

За четверть века до издания этой карты, в 1581 – 1582 годах дружинами Ермака уже началось очередное целенаправленное движение Руси через Урал на Северо-Восток, по курсу Норд-Ост.

А ещё через тридцать пять примерно лет, в 1640-е годы, это русское движение завершилось на берегу Тихого Океана.

Английский географ, профессор Дж. Бейкер так оценил этот стремительный шестидесятилетний бросок русских на Северо-Восток: «Продвижение русских через Сибирь в течение XVII века шло с ошеломляющей быстротой. Успех русских отчасти объясняется наличием таких удобных путей сообщения, какими являются речные системы Северной Азии, хотя преувеличивать значение этого фактора не следует. И если даже принять в расчет все природные преимущества для продвижения, то все же на долю этого безвестного воинства достается такой подвиг, который навсегда останется памятником его мужеству и предприимчивости и равного которому не совершал никакой другой европейский народ»[3].

А вот как пишет об этом подвиге русских, «равного которому не совершал никакой другой европейский народ», ректор Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, архангелогородец Владимир Николаевич Булатов в своей замечательной трилогии «Русский Север»: «Это было поистине грандиозное и величественное событие мировой истории, а русские люди, прежде всего уроженцы Русского Севера, совершили великий географический подвиг, пройдя на кочах и лодках, пешком и на лыжах, оленях и собаках свыше семи тысяч километров по арктическим морям, тайге и тундре, открыв всему миру такие крупнейшие сибирские реки как Обь, Енисей, Лена, Колыма и Амур. Эта гигантская страна, в полтора раза превосходящая по размерам всю Европу, вошла в состав молодого Русского государства, а Россия с этого времени стала не только европейской, но и азиатской державой. С открытием и освоением Русской Аляски Россия вышла и на Американский континент»[4].

Да, именно так.

С 1639 по 1651 годы Великий Тихий океан был достигнут и первично изучен плеядой выдающихся российских первопроходцев, в частности: Иваном Юрьевичем Москвитиным, Василием Даниловичем Поярковым, Семеном Андреевичем Шелковниковым, Семеном Ивановичем Дежневым совместно с Федотом Алексеевичем Поповым, Ерофеем Павловичем Хабаровым.

И уже в первой половине XVIII века, через сто лет после нашего выхода к Северу Тихого океана, в результате систематического исследования российского Северо-Востока была подготовлена «Генеральная карта Российской империи сколько возможно было исправно сочиненная трудом Ивана Кирилова обер секретаря правительствующего Сената в Санктпетербурге» (Рис. 2).

К этому времени произошло второе открытие пролива между Чукоткой и Аляской. Это сделали в 1728 году Витус (Иван Иванович) Беринг (1681-1741) и Алексей Ильич Чириков (1703-1748). А первое фиксированное открытие пролива за 80 лет до этого сделали Семен Иванович Дежнев и Федот Алексеевич Попов.

Первая Камчатская экспедиция В. Беринга и А. Чирикова в 1728 году прошла проливом из Тихого в Ледовитый океан, физически и на бумаге очертили далёкий «великий северный угол» Tabin.

Так что к этому времени мы уже хорошо разглядели, обследовали и неплохо знали сами и на нами самими составленной карте этот северо-восточный Tabin – наш маяк и историческую цель.

Генеральная карта Российской империи сколько возможно было исправно сочиненная трудом Ивана Кирилова обер секретаря правительствующего Сената в Санктпетербурге 1734. [Грав. Г.И.Унферцахт]. [СПб.,1734]
1л. 54х89 (69х97). Грав. Раскраш.


П е р в а я о б з о р н а я географическая карта Российской империи. При ее составлении Иван Кирилов использовал карты геодезистов - участников картографо-геодезических работ, проводимых в России с 1721г., и все известные ему в то время достижения русской картографии. В карту вошли также материалы Первой Камчатской экспедиции Витуса Беринга. При составлении обзорной карты обнаружилась несогласованность между собой карт провинций и уездов, что явилось следствием недостаточного количества опорных пунктов. Поэтому карта преувеличивала протяженность страны по долготе на 7-8°. Генеральная карта Российской империи Кирилова широко использовалась как в России, так и за границей и послужила источником для создания ряда карт, включенных в атласы Хомана, Робера де Вагонди и др.

А ещё через четверть века Россия начала обстоятельно осваивать Северную Америку и российское сознание стало уже американско-азиатско-европейским. Это прекрасно в 1758 году отражает «Карта представляющая Изобретения Российскими Мореплавателями на Северной части Америки с около лежащими местами учиненныя. Соч. при Импер. Акад. Наук. Тит. Советником Иваном Трускотом» (Рис. 3).

Рис. 3
Карта представляющая Изобретения Российскими Мореплавателями на Северной части Америки с около лежащими местами учиненныя. Соч. при Импер. Акад. Наук. Тит. Советником Иваном Трускотом. [СПб.:АН,1758].
1л. 44х62 (55х76). Грав.


К а р т а северовосточной части Сибири и северозападного побережья Америки с маршрутами плаваний русских экспедиций.

Итак, за примерно 60 лет, с 1581 по 1641, Россия «шагнула» от Урала до Тихого океана (тогда его называли Великим), а в следующие 100 лет зафиксировала свои мировые географические открытия Северо-Востока Евразии. К середине XVIII века, когда закончилась Великая Сибирско-Тихоокеанская экспедиция, были картографированы северные и восточные границы Азиатского континента, установлено соотношение между Азиатским континентом и Северной Америкой, проложены морские пути от Охотска до Камчатки и от Камчатки до Японии, создана Русская Америка на Аляске.

Разумеется, за этим беспримерным броском на Северо-Восток стояла многовековая работа новгородцев и поморов и северо-восточная монастырская колонизация при Сергии Радонежском и Стефане Пермском.

Северо-Восточный вектор исторического движения России очевиден и ясно различим даже для тех, кому история России представляется, скажем так, «не совсем правильной». Так, к примеру, «гуманистические психологии» Л. Ванд и А. Муратова утверждают в своей статье в сборнике «Распад СССР: 10 лет спустя» утверждают: «Как известно, с 14 века история России представляет собою постепенное расширение сначала Московского княжества, затем Царства и Империи. Монашество движется на Север и Восток, сокрушая языческие объекты поклонения или демонстрируя их слабость, что в мифокультурном плане означает поношение предков (св. Стефан Пермский у зырян, св. Иоанн Ростовский и др.)»[5].

Также очевидно, что после этого броска российская государственность сумела совершить неописуемо гигантскую работу по освоению Северов и Дальнего Востока, того, что в целом до революции 1917 года называли Сибирью. Чего стоят один Транссиб, победа над Японией в сентябре 1945-го года, создание Тихоокеанского флота, Севморпуть и БАМ.

Всё это так. Но именно со второй половины славного XVIII века, утверждаю я, когда русские как бы вдруг заняли и первично освоили необъятные земли, нет для России более важной задачи, чем полностью освоить свои северо-восточные пространства. Поэтому сегодня, как и много-много веков, нам надо продолжать своё всемирно-историческое движение на Северо-Восток и курсом России должен быть Норд-Ост.

При этом надо отдавать себе отчёт, что движение на Северо-Восток не только всегда неимоверно тяжело, но и совершенно непонятно. В самом деле, почему именно на Северо-Восток?

Потому что всю свою историю русские двигались именно на Северо-Восток[6].

Прообразом такого движения стал перенос императором Константином Великим своей столицы – Рима - и своей страны – Римской империи - в 324-330 годах из Рима в Византий, ставший впоследствии Константинополем и Царьградом.

«Основание Константинополя – это загадка, - пишет французский историк Ф. Лот, - новая столица родилась из каприза деспота, охваченного религиозной экзальтацией». В ученом мире было немало попыток принизить значимость основания Константинополя. Но все они разбиваются мелкими брызгами, подобно волнам у подножия морской скалы. Константинополь – это лишняя тысяча лет жизни, подаренная Константином Империи (выделено мною – Ю.К.). Более того, это город, породивший новую, доселе неведомую культуру – греко-восточную. Позже её стали звать византийской…»[7].

Первым шагом русского движения по курсу Норд-Ост, на Северо-Восток стал подвиг Святого благоверного великого князя Андрея Боголюбского, который в третьей четверти XII века фактически перенёс столицу на Северо-Восток из южного Киева во Владимир и, таким образом, положил начало Северо-Восточной Руси как нового центра российской государственности.

Именно из той Руси выросла Москва и Московская Русь.

Довольно точно передаёт смысл, ощущения и обстоятельства того шага на Северо-Восток молодой, но уже популярный в наши дни писатель

Дмитрий Емец.

Земли ростово-суздальские лежали на севере, за глухими лесами страны вятичей. Испокон веку знала их Русь как Брынские леса. Опасные чащобы, разбойные. Ни дорог прямоезжих, ни троп — один лишь Муромец Илья, по былинному сказанию, отваживался пересекать их напрямик.
С незапамятных времен жили здесь финские племена — мурома, меря и весь, которые, постепенно покорясь и смешавшись с южно-русскими поселенцами, дали корень великоросской народности. Тогда же и появились здесь первые славянские города — Суздаль, Ростов и Белоозеро.
Земля ростово-суздальская глухой считалась, окраинной; на много сотен верст удалена была она от беспокойных земель Киевских, тревожимых то половцами, то бесконечными княжескими войнами. Почва суздальская не отличалась днепровским плодородием, зимы суровые, весны долгие, зато края Ростово-Суздальские богаты были дичью, лесом. Множество речных путей способствовали торговле, жители же окраинные издревле считались лучшими на Руси каменщиками и плотниками.
В XII веке при Юрии Владимировиче и сыне его Андрее суздальские земли, прежде пустынные, стали заметно оживляться и населяться. Брели туда погорельцы, шли обиженные, беглые, правдоискатели, стекались ограбленные половцами или оставленные без гроша «резами» иудеев-ростовщиков. Шли все те, кто хотел спокойной и мирной жизни, вдали от половцев и постоянных распрей собственных южных князей.
Юрий Долгорукий и дядька его Юрий Шимонович многие старания приложили к тому, чтобы сделать земли свои как можно более населенными. Всему новоприбывшему люду, часто не имевшему не то что скарба, но и простого топора, помогали устроиться на новом месте и давали ему, по свидетельству летописи, «ссуду немалую» на обжитие.
Устраиваясь на новом месте, переселенцы всё же сильно тосковали по тем краям, откуда были они родом. Именно потому многие новопостроенные города-крепостицы и селения, стали получать южнорусские наименования: Переяславль, Звенигород, Стародуб, Вышгород, Галич. Среди названий сел часто можно было встретить Киево, Киевцы, реки же прозывались Лыбедью, Трубежом, Почайною.
В Ростове же и Суздале, наиболее крупных и населенных городах края, по велению Юрия искусные каменщики стоили храмы, подобные Киево-Печерскому, и даже выдерживали в кладке стен пропорции славного пояса Шимона-варяга — отца мудрого боярина Шимоновича. Пояс этот, в который вковано было множество золотых гривен, пожертвован был Шимоном-варягом на строительство храма за чудесное спасение свое в лютой сече.
Гудели на колокольнях Ростовских и Суздальских недавно отлитые колокола-гиганты: «З-зздезз-ззь будет Русь, з-зздезз-ззь!» и разноголосицей откликались им маленькие колокола: «Живвв-ва Русь! И всегда живв-ва пребудет!»
Здесь, в бескрайней северной вольнице, прошли детство и юность князя Андрея. Едва три года ему минуло, посадил его отец на коня и опытные дружинники стали обучать его навыкам бранным. Как старший сын Юрьев, присутствовал он и на всех советах, вникая в дела заселения и устройства глухого лесного края.
Имея матерью своей половчанку и дедом хана половецкого Аепу Осекевича, Андрей рос скуластым, раскосоглазым. Был он невысок, но широк в кости и отличался от многих сверстников своих природной силой и умением удивительно держаться в седле. Словно чувствуя половецкую его кровь, любые жеребцы, даже самые свирепые, смирялись ему. Даже в небрежной посадке Андреевой проглядывала необычайная цепкость, и самый бешеный галоп давался ему без усилий.
По землям южным Андрей вовсе не испытывал тоски, ибо никогда не бывал в них и отроком не слышал о них ничего доброго. Все поселенцы, пребывавшие в Суздаль, описывая жизнь свою на юге, говорили лишь об усобицах, сечах, пожарах, нарушении князьями крестного целования и набегах половецких, начавшихся вскоре после смерти в 1125 году надежи земли Русской, деда Андреева, — Владимира Мономаха и не затихавших затем целые десятилетия.
Там, на юге, бушевал пожирающий судьбы костер раздора, здесь же в Суздале, было все тихо, дремотно; лишь изредка долетали сюда уже погасавшие искры.
Несомненно в сердце впечатлительного отрока рассказы эти оставляли след тягостный, не изгладившийся потом во всю его жизнь и сказавшийся на всем отношении Андреевом к южной Руси и «матери городов Русских» — Киеву...



Пишет летопись: «В лето 1155 Юрий вошел в Киев. Ему навстречу вышло множество народа, и сел он на столе отцов своих и дедов, и приняла его с радостью вся земля Русская».

Утвердившись на старшем столе, Юрий Долгорукий пересадил своего сына Андрея Юрьевича поближе к себе — в Вышгород. Вышгородский стол был наиболее близким столом к киевскому, и, безусловно, сажая туда Андрея, Юрий рассчитывал, что после его смерти старший сын станет его преемником.

Однако тяга Андрея к родной суздальской земле и нелюбовь его к землям южным, заставили его пойти вопреки отцовской воле, тем более, что вышгородское княжение казалось ему шатким, ибо находилось в самой сердцевине княжеского раздора.

Зная, что отец никогда добровольно не отпустит его, втайне от Юрия Андрей задумал уйти в Суздаль, куда давно приглашали его суздальские бояре.

Уходя в северные земли и желая передать им навек благословение Господне, Андрей решился на похищение из Вышгорода находившейся там чудотворной иконы Богородицы.

Смелый поступок этот сопровождался особым Божьим благоволением и ознаменовался многими свершившимися чудесами.

В Вышгороде в женском монастыре находилась древняя икона Богоматери. По преданию, написана она была евангелистом Лукой и принесена им Богородице во время её земной жизни. Увидев сию икону, Богоматерь умилилась и сказала: «Отныне ублажат Меня все роды» и добавила: «Благодать Родившегося от Меня я и Моя с сей иконой да будут».

В половине пятого века икона эта были перевезена из Иерусалима в Царьград, а в половине XII века послана греческим императором в дар Юрию Долгорукому.

Сразу же с иконой стали происходить многие чудеса. Рассказывали, что, будучи поставлена у стены, она ночью сама отходила от нее, показывая тем, что хочет стать в иное место. Когда же ее вновь вернули в киот, икона вышла из него и повернулась лицом в алтарь.

Эту-то икону, особенно любимую и почитаемую на юге, Андрей и задумал увезти с собой в суздальскую землю, даровав этой земле святыню, уважаемую на Руси, и передав ей великое благословение Божие.

Уговорив священника женского монастыря Николая (попа Микулицу, по летописи) и диакона Нестора пойти с ним, князь Андрей Юрьевич ночью унес чудотворную икону из монастыря и вместе с княгинею и дружиной тотчас после того, не мешкая, отправился в суздальскую землю.

Перенесение иконы сопровождалось чудесами: на пути своём она творила многие исцеления. При переправе через приток Волги — Вазузу — икона спасла княжьего слугу, который, поехав искать брод, потонул было в разлившейся реке, но вышел из нее невредимым.

Главное же чудо произошло на Рогожских полях, на Клязьме. Здесь, в десяти верстах от Владимира, кони под иконою вдруг стали. Запряжены были свежие кони, сильнее первых, но и они не тронулись с места, хотя, кроме иконы, в повозке ничего больше не было.

Пораженный этим чудом, князь Андрей велел остановиться и раскинуть шатер. Здесь в поле и заночевали. Ночью же к спящему Андрею явилась Божия Матерь с хартиею в руке и приказала не везти её икону в Ростов или Суздаль, а поставить во Владимире, который был тогда совсем небольшим городом. На том же месте, где произошло видение, велела она соорудить каменную церковь во имя Рождества Богородицы и основать при ней монастырь.

Проснувшись, Андрей горячо молился и заложил на том месте, где являлась к нему Богоматерь, село Боголюбово. Вскоре село разрослось и сделалось городом. По имени города этого великий князь Андрей Юрьевич Владимиро-Суздальский и вошел в историю, как Андрей Боголюбский.

Там же, в Боголюбове, по воле Богоматери, построил он богатую каменную церковь. Ее утварь и иконы украшены были драгоценными камнями и финифтью, а столпы и двери блистали позолотой. Туда же на время поместил князь икону Богородицы, пока во Владимире не будет возведен для нее особый собор. Оклад, которым Андрей украсил икону, отличался дивной красотой и богатством. Одного золота в него было вковано более тридцати гривен, не считая жемчуга, драгоценных камней и серебра.

Икона же, увезенная Андреем из Вышгорода во Владимир, стала хранительницей северных русских земель. С той поры Владимирская икона Божьей Матери, как стали называть ее, сделалась одной из главных святынь Руси и не раз в суровые годы спасала нашу страну от бедствий и нашествий иноземных.

Помогла икона и тогда, смягчив провинность Андрееву перед нравным и самовластным отцом его. Юрий, осерчавший было на сына за самовольный его уход из Вышгорода, вскоре опомнился и сказав: «Быть по сему», оставил любимого сына своего на княжении в северных землях.



По смерти Юрия, вся ответственность за Ростово-Суздальский край и тяготы правления целиком легли на плечи сына его Андрея.
С того года, 1157, не стало в истории русской старшего княжича Юрьева Андрея, а появилась новая масштабная фигура — Андрей I Юрьевич Боголюбский, Великий Князь Владимиро-Суздальский.



Любовь к Андрею со стороны всего населения северной Руси была столь велика, что в то же лето ростовцы и суздальцы, нарушив распоряжение Юрия Долгорукого, отдавшего города их своим меньшим сыновьям Васильку и Мстиславу, единодушно избрали Андрея князем своих земель. Но, к удивлению и даже раздражению боярства, Андрей не поехал ни в Суздаль, ни в Ростов, а основал свою столицу во Владимире. Этот молодой город он украсил многими великолепными сооружениями, сразу выделившими его из других, более старых городов Северной Руси.

Пишет летописец:
В лето 1157 сдумали ростовцы, и суздальцы, и владимирцы и взяли Андрея, старшего сына Юрия, и посадили его на отцовском столе в Ростове, и Суздале, и Владимире, ибо он был любим всеми за премногую свою добродетель.

По смерти отца своего он великую память себе сотворил: церкви украсил, и монастыри поставил, и закончил церковь каменную святого Спаса, которую прежде него заложил его отец. Сам князь Андрей заложил церковь каменную святой Богородицы и дал ей много имения, и купленные слободы с данями, и села лучшие, и десятину со стад своих, и торг десятый. И установил в ней епископью. И город Владимир большой заложил. К нему построил ворота золотые, а другие серебром обил».



Ненавидя суету и пустую праздность крупных городов, большую часть времени Андрей проводил в своей усадьбе во Владимире, откуда часто выезжал либо в любимое свое Боголюбово, либо отправлялся на охоту на устье реки Судоглы, где живал подолгу с небольшим числом близких ему людей.

— Не хочу я жить, как живут князья южные, как живал и отец мой, окруженный пополам друзьям и тайными врагами. Не для того оставил я Киев, чтобы вывозить из него старые порядки. Не буду я помрачать ума своего неумеренностью и пьянством. Оттого, быть может, и умер отец мой, что без меры веселился на пиру у Петрилы. Ведают все на Руси, как подносится яд в хмельных чашах, — говорил Андрей своим сыновьям.

В то же время уединение не мешало князю сильной рукой решать все дела своего края, который при нем стал быстро набирать силу. Решения его были тверды и самовластны. Принимая их, князь не оглядывался на свое окружение, что не нравилось старым отцовым боярам, привыкшим самим вершить суд и расправу.

* * *

Водворяя тишину в родном крае, Андрей безучастно относился к событиям южной Руси.



Наставшие же в северной Руси годы спокойствия Андрей использовал на то, чтобы развить край свой. Строительная деятельность его была беспримерна и поражала всех на Руси. Даже князь Владимир и Ярослав Мудрый, названные в летописях «хоромниками», т.е. строителями, не затевали столь много в одно время.

Ничего из имения своего не жалел Андрей на построение церквей, монастырей и украшение храмов. Кроме церкви Успения, которая восхищала всю Русь своим великолепием, он построил во Владимире-на-Клязме Спасский и Вознесенский монастыри, соборный храм Спаса в Переяславле и церковь Святого Феодора Стратилата в память своего чудесного спасения в злой сечи у Луцка.

Это был период стремительного расцвета северо-восточной Руси. Город Владимир, прежде малый и незначительный, сильно разросся и населился стараниями Андрея. Жители его состояли в значительной степени из переселенцев, ушедших к князю из южной Руси на новое жительство. Желая, чтобы храмы Владимирские «премного были лепы», Андрей приглашал западных мастеров — вскоре же и русские мастера, обучившись у них, стали строить и расписывали свои церкви уже без пособия иностранцев, которые, получив награду, отпущены были по домам своим.

В десяти же верстах от Владимира трудами многих искусных зодчих возводился на реке Нерли «город камен, именем Боголюбый».

«В лето 1161 закончена была церковь каменная святой Богородицы во Владимире благоверным и боголюбивым князем Андреем. И украсил ее дивно многоразличными иконами, и дорогим каменьем без числа, и сосудами церковными. И верх ее позолотил. По вере его и по достоянию к святой Богородице Бог привел ему мастеров из всех земель. И украсил ее больше всех церквей.

Создал князь Андрей себе город каменный, именем Боголюбов, так же далеко от Владимира, как Вышгород от Киева. Этот благоверный и христолюбивый князь Андрей, как палату красную, душу красив всеми добрыми нравами, уподобился царю Соломону, поставившему храм Господень»[8].



Обустройство и возвышение Северо-Восточной Владимиро-Суздальской Руси Андреем Боголюбским стало завершением векового продвижения русских при Святославе, Владимире, Ярославе на Клязьму, на Оку, на Волгу. И первую «точку» в этого государственно-исторического Дела поставил Иван Грозный, взяв Казань и в целом расширив за тридцать лет территорию Руси вокруг нового российского центра в 30 (тридцать!) раз.

Подвиг Андрея Боголюбского стал первым чисто российским, не считая константинопольского, переходом всей страны на Северо-Восток[9].

Сегодня пришло время совершить следующий – второй - шаг развития российской государственности и переместить центр России на Северо-Восток.

Необходимо основать новую российскую столицу на Тихом океане, а Северный и Восточный векторы развития страны сделать решающими.

Только через такое мирополитическое действие мы сегодня имеем возможность воспроизвести тысячелетнюю историю России не дожидаясь гибели страны и не создавая нового государства (нового вообще или нового в результате разрушения старого революционным хаосом).

Как Россия явилась преемницей погибающей Византии, так и теперь, убеждён, Россия новая, Северо-Восточная должна стать преемницей России старой, 20 – 15 вв.

Для людей типа «политолога» Леонида Радзиховского это многовековое, тысячелетнее, а, правильнее, если отсчитывать с момента переноса столицы Римской империи Константином Великим в Византий, и полуторатысячелетнее чудесное движение православной державы на Восток и Север с Запада и Юга представляется как минимум бессмысленным, «плутанием по чужим закоулкам».

Восторгаясь «либеральной империей» А. Чубайса он пишет: «Вечная русская игра – «меняем пространство на время». Россия все время расширялась - ценой сжатия внутреннего пространства свободы, расширялась территориально, - но отставала от своего времени, сама себя отбрасывала от западноевропейского времени в восточноазиатское пространство. Века уходили на погоню за чужим пространством ценой разорения своего. Нет больше у России этих веков, для плутания по чужим закоулкам. А ведь давно сказано – «чужого не копи. Своим не станет». Скажем, если бы в 1991-м не ампутировали (бескровно, к счастью!) СССР, то - что бы мы делали? Вели реформы в Москве в том темпе, который устраивает Туркмению, и тратили все силы на то, чтобы удержать Украину?!»[10].

Для меня же движение встречь солнцу на Северо-Восток является тысячелетним вектором направления усилий и роста российской государственности. Поэтому самым важным дело сегодня является не строительство убийственной для России либеральной империи по образцу США, а осознание подлинного императива российской истории, нашей судьбы.

Все разговоры про «отсутствие денег» и тяжелые условия наших Северов и Дальнего Востока являются не научным описанием какого-то особо трудного для жизни объекта «Северо-Восток России» (здесь прав В.В. Путин, который в сентябре 1999 года заметил: «У нас, куда ни глянь, везде Чечня»), а демонстрацией слабости воли и сознания честных людей или прямого предательства тысячелетней российской истории.

Сегодня, когда, благодаря писательскому подвигу Ивана Кратта (роман «Великий океан») и научному подвигу коллектива под руководством академика Н.Н. Болховитинова, достоверно и подробно описана Русская Америка конца 18-го середины 19-го веков[11] рассуждать об отсутствии денег и тяготах просто неприлично. Кстати, на рубеже 18-го и 19-го веков Кадьяк на Аляске рассматривался во многих отношениях даже более благоустроенной русской колонией, чем форт Росс в Калифорнии. Да и пусть более южный и комфортный, чем форт Росс, но в начале 19-го века очень далёкий и неосвоенный для американцев, великолепный ныне Сан-Франциско, сотворенный за полтора последних столетия являет собой торжество реальной политики над придуманным «объективизмом», посрамление бездарного нытья.

Мы сами не понимаем доставшихся нам богатств и возможностей.

Очень точно обозначает важность нашего движения на Северо-Восток географ Г.А. Агранат: «Даниил Андреев, сын знаменитого писателя Леонида Андреева, сам ставший известным историком и философом, видел в территориальной экспансии России «зов крови». «Занятием Сибири и Аляски народ подсказывал империи, в каком направлении следует прилагать усилия» (Роза мира. — М., 1991). Историк уже из нашего времени — А.С. Панарин посвятил целые книги обоснованию социального и духовного реванша России в XXI в., и «свершится он, главным образом, благодаря безмерным ее пространствам» (Реванш истории: российская стратегическая инициатива XXI века. — М., 1998; Россия в циклах истории. — М., 2000; Искушение глобализмом. - М., 2000).

… Отрицательное отношение к идущим в руки колоссальным природным богатствам исторически уникально, если не сказать сильнее. Вот она, особость России! Ничего похожего не было в США и Канаде, которые по обилию земель можно сравнить с нашей страной. Продвижение на новые территории, на запад Североамериканского континента, явилось в ХIХ - ХХ вв. основой государственной политики этих стран. Получила широкую популярность концепция американского историка Ф. Тернера, придумавшего понятие «границы» («фронтьера») продвижения на новые земли. Основой мощи США становилась колонизация новых территорий… Эта концепция часто пропагандируется в США и сегодня, на нее опираются американские «ястребы» от геополитики.

Люди приграничья олицетворяли черты предприимчивости, мужества, благородства американцев. «Не замечали», правда, что этот великолепный набор достигался истреблением попадавшихся на пути миллионов индейцев, да и не только людей — десятков

… Именно поэтому американские политологи активно пропагандируют идеи, утверждающие, что России исторически очень трудно, да и не очень нужно интенсивно осваивать свои огромные территории: в них, как выше сказано, ее беда. Вот слова хорошо известного в США Р. Пайпса: «Одним из русских недостатков (именно так, это не ошибка в переводе) всегда был слишком большой размер территории. У России никогда не было средств для должного управления ее огромной территорией; эта проблема традиционно решалась путем насаждения в стране бюрократического произвола. Что хочется, так это — чтобы была малая Россия (!), которая оставляет свои грандиозные иллюзии о супердержаве и посвящает себя решению наболевших внутренних проблем».

Какая бесцеремонность, если не сказать сильнее, забывчивого американца, чья страна еще 15—20 лет назад дрожала перед русской мощью!

… Находятся, к счастью, соотечественники Р. Пайнса, которые честно говорят об агрессивности США. На таком фоне кажутся не столь уж безобидными наши отечественные нигилистические взгляды на российские земли. Более того, объективно они помогают противникам утверждать тезис о неспособности России идти самобытным, самодостаточным путем.

На решение проблем, связанных с глобализацией и с путями развития России, в том числе ее свободных территорий, серьезное влияние оказывает природно-географический фактор, прежде всего климат… Можно было бы не повторяться, если бы не вышел в США ряд работ по этой теме, ставших, как утверждают, бестселлерами. Американские авторы приходят к прямо противоположному в сравнении с российским выводу. По их мнению, Россия, как и некоторые другие страны, — «узники географии», которая ограничивает возможности их самостоятельного развития, и потому она должна стать в кильватер развитым государствам. Ресурсы и территория сами по себе мало что дадут России — «холодной и неудобной стране». Обозреватель американского «Радио «Свобода», перефразируя известную песню, поставил «вопросы»: «Широка? Страна моя? Родная? Много ль в ней?..»17. Еще один пример неуважительности!

Однако такого внимания к новым землям, как в США, Канаде или — не надо забывать — Австралии, в России не было. Видимо, по расхожей поговорке: «Что имеем, не храним»[12].

Один из основателей геополитики, фактический автор идеи Северо-Атлантического блока, ставшего в 1949 году НАТО, X. Макиндер посчитал необходимым не проходить мимо Северо-Востока Евразии и обозначил лежащие к востоку от Енисея фактически пустынные земли как Lenaland.

Но тем более важным являются эти редко заселённые и почти брошенные сегодня земли для нас. Необъятные просторы являются нашим сверхбогатством и пространством перспективы.

Зачем мы всю свою историю шли встречь солнцу – именно так сами первопроходцы осознавали смысл и направление своего движения - на Северо-Восток?

Почему шли не на Запад, а на Северо-Восток? Встречь Солнца, вопреки, а не «по течению»?

Что двигало русских и Россию в этом направлении? Что заставляло их держать курс Норд-Ост?

Отвечать на этот законный вопрос можно и нужно по-разному. И мистически, и экономически, и политически, и исторически и т.п. и т.д.

Но главное, надо двигаться. И сделать следующий шаг.
_________________________________

[1] Бурыкин А. А. Легендарный пролив Аниан: «Аниан» или «Акиан»? К проблеме происхождения названия пролива между Азией и Америкой и его изображений на географических картах ХVI-XVIII веков. - Электронный журнал «Сибирская Заимка», № 8, 2000, -
http://www.zaimka.ru/to_sun/burykin7.shtml

[2] Этот и последующие рисунки карт взяты с Иллюстрированного каталога выставки Российской национальной библиотеки «Картографирование Сибири» (Составитель Л.Фролова) - National Library of Russia, 1999, - www.nlr.ru:8101/exib/siberia/sib00.htm ).

[3] Бейкер Дж. История географических открытий и исследований. – М., 1950. – сс. 231 – 232. Цитируется по книге Владимира Булатова «Русский Север. Книга Вторая: Встречь Солнца (XV – XVII вв.)» (Архангельск, Издательство Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, 1998, с. 7).

[4] Булатов Владимир. Русский Север. Книга Вторая: Встречь Солнца (XV – XVII вв.). - Архангельск, Издательство Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, 1998, с. 7. Пользуясь случаем хочу выразить восхищение трилогией Владимира Николаевича Булатова и одновременно выразить сожаление, что такая необходимая России книга вышла пока что мизерным для подобных трудов тиражом в 5 тыс. экз.

[5] Ванд Л. Э., Муратова А. С. Культурно-ценностные факторы распада СССР. - В сборнике «Распад СССР: 10 лет спустя», Москва. 2001. сс. 127—129, http://www.dmuratov.com/misc/genealogy/ussr/

[6] Интересно замечание о направленном движении столетиями на северо-восток поэта и писателя Василия Владимировича Дворцова, которое он изложил в своём очерке «ЛЕТО РЕЗКО КОНТИНЕНТАЛЬНОГО КЛИМАТА»: «Лето резко континентального климата, ни для кого и никогда не привычным перепадом температур в семьдесят-восемьдесят градусов, варит в котле сибирской черепной коробки нечто странное, скорее всего, никому и никогда не нужное. Варит - и всё. Вот и этими июнем-июлем забавно и ненужно в моём огороде зацвела бузина, вряд ли предназначенная для киевского дядьки.
Ледник отпустил широту ильменьско-волховских земель примерно в десятом тысячелетии до н.э., а в восьмом здесь запылали первые кострища стоянок и поселений. На медлительно затягиваемые лишайниками и мхами, низкими травами и, не ищущими корнями глубины, елями, на раздавленные и выглаженные многотонным прессом, сплошь каменные долины с тысячами мелких, прозрачных, почти безрыбных озёр, люди пришли с запада. Аренсбургская палеолитическая культура охотников на северного оленя зародилась на территории нынешних Дании и Северной Германии, и вслед за отступающим ледником по расширяющимся ягелевым пастбищам начала расселяться в двух направлениях - на северо-запад и северо-восток, огибая нетающую линзу Балтийского моря. Параллельный поток колонистов принадлежал свидерской культуре, оформившейся в X-IX тысячелетиях до н. э. на территории будущих Польши, Белоруссии и Литвы, и во многом родственной аренсбургской. Столетиями направленно двигаясь на северо-восток, свидерцы обжили поросшую молодыми лесами Валдайскую возвышенность и запад Волго-Окского междуречья. В последующем племена арийцев дошли до бассейнов рек Сухона и Печора». («Взгляд из Сибири. Обозрение Василия Дворцова», Интернет-журнал «Русский Переплёт» - www.pereplet.ru/dvorcov/7.html).

[7] Власов С. Константин Великий. Серия ЖЗЛ, – М., «Молодая гвардия», 2001, с. 137.

[8] Емец Дмитрий. АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ. Андрей I Юрьевич Боголюбский, Великий Князь Владимиро-Суздальский. РОСТОВО-СУЗДАЛЬСКАЯ СТОРОНА. – 2003, сс. 6 - 29.

[9] Важно отметить и факт попытки прямого геополитического воспроизводства в России Константинополя: «Наряду с волжским «игреком» в геополитическом уравнении был свой «икс». Им стал верхневолжский городок Кснятин (совр. Скнятино) при впадении второй (западной) Нерли в Волгу. Полное изначальное его название – Константинятин. Название города-тёзки Цареграда-Константинополя звучит едва ли не пародийно, но поддаваться впечатлению пародийности не стоит. Термин «Кснятин» - не единственная знаковая заявка на империю. Были и другие, но о них ниже. Пока отметим, что насколько неприметен был «Константинятин», настолько же велики были преимущества Волги перед Босфором: тот разделял Византию надвое, она же связала Россию воедино как в её европейских масштабах, так и в масштабах континентальных, евразийских. Это понимали уже тогда. Поэтому с помощью позиций в Коломне и Кснятине московские князья постарались обеспечить себе контроль над Волго-окским двуречьем и его превращение в геополитическую «водяную мельницу»… На такой геополитической исходной базе можно было неспешно, но упорно работать далее: забирать себе у Орды всё больше и больше прав, отвоёвывать самостоятельность шаг за шагом» (Ивашов Л.Г. Россия или Московия?: Геополитическое измерение национальной безопасности России. – М.: Изд-во Эксмо, 2002, стр.40).

[10] Леонид Радзиховский, Основной имперский инстинкт. Кто выиграл от теледиспута Явлинского и Чубайса политолог - «Известия», 13 октября 2003

[11] См. фундаментальные работы: 1) История Русской Америки (1732 – 1867): В 3-х тт.: Отв. ред. акад. Н.Н. Болховитинов. – М.: Международные отношения, 1999; 2) Русское открытие Америки: Сборник статей, посвящённый 70-летию академика Николая Николаевича Болховитинова. – М., «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002; 3) Петров А.Ю. Образование Российско-американской компании. – М.: Наука, 2000.

[12] Г.А. АГРАНАТ. НУЖНЫ ЛИ РОССИИ ЕЕ ПРОСТОРЫ? – «География. Первое сентября», № 35, 2001, - http://archive.1september.ru/geo/2001/35/1.htm
Публикации | 14:28, 03.11.2003Опубликовано: Юрий Крупнов | версия для печати


Поделиться ссылкой: ...

Чтобы регулярно получать новые статьи и заявления Юрия Крупнова, подпишитесь на рассылку


Rambler's Top100 Главная | Биография | Прямой диалог с Юрием Крупновым | Подписка на рассылку | Поиск по сайту | Контакты