Образование в России является сегодня единственной сферой, которая напрямую нужна каждому и против развития которой не выступает ни одна партия. Но образование также является и тем уникальным ресурсом, который позволит в кратчайшие сроки восстановить страну как мировую державу.
Для этого нам необходимо принять на себя беспроигрышную сверхзадачу: сделать российскую школу во всех отношениях лучшей в мире.
Все возможности для того, чтобы Россия стала мировой образовательной державой и мировым лидером в образовании, чтобы наша школа была вне конкуренции есть.
Во-первых, отечественная образовательная традиция и культура чрезвычайно сильны. Это по факту признаётся всеми и во всём мире. Поэтому важно перестать разрушать эту традицию, а сделать её исследование и описание приоритетом - как в содержательной и организационной части, так и в технологиях сохранения здоровья. Важной задачей должно при этом стать изучение советской школы, которая в этой традиции занимает достойное место и без воспроизводства которой в новой российской школе мы будем продолжать деградировать. Но в целом нужно исследование в масштабе тысячелетней российской образовательной традиции как мирового достояния.
Во-вторых, к настоящему моменту в стране есть фундаментальные разработки, экспериментальные и инновационные площадки, которые представляют прорывные практики образования, существенно опережающие все зарубежные аналоги. Речь идёт о развивающем образовании, о мыследеятельностном образовании, о персональном образовании, о неоклассическом образовании. Через эти практические заделы видна и новая российская школа, которую мы можем сделать в течение ближайших 7 - 12 лет[i].
В-третьих, ещё осталась сеть дошкольных учреждений на основе которых, через опережающее развитие и финансирование, возможен стратегический выигрыш на этапе начального образования (от 0 до 11 лет), которое закладывает базис способностей человека и основу успешности в средней школе и в жизни.
В-четвёртых, в связи с тем, что количество учащихся в ближайшие годы резко падает, появляется возможность интенсификации образования через снижение нагрузки учителей и улучшения обеспечения школ на одного учащегося. Вместо ЕГЭ, который в условиях, когда по официальным заявлениям (того же А. Починка) количество мест в вузах с 2005 года будет превышать количество выпускников школ, оказывается трижды бессмысленным механизмом, вместо готовящихся массовых увольнений учителей, вместо закрытия школ (под лозунгами так называемой <реструктуризации сети>) необходимо концентрировать усилия той же по мощности образовательной машины на меньшем количестве учеников и кардинально, в разы, улучшать качество образования.
В-пятых, в ведущих экономически развитых странах сегодня происходит существенная деградация образования - особенно школьного, общего образования. Россия в данный момент является здесь, к несчастью, вполне <на уровне> и, видно, не случайно многие деятели у нас любят повторять, принимая губительные для образования и страны решения: <во всём мире так делают>. Но отставание в развитии зарубежных систем образования в плане создания лучшей в мире школы нам, так или иначе, на руку.
В-шестых, опережающее развитие образования является единственным и последним шансом для разгромленной страны достаточно резко, в десятилетие, преодолеть отсталость и войти в общество 21 века. Поэтому выигрыш в сфере образования даёт выигрыш всей стране. И все ресурсы можно сконцентрировать на цивилизационный прорыв в нашей школе.
Что же нужно сделать для того, что российская школа стала лучшей в мире?
Прежде всего, поставить в основу новой школы принцип образовательного права каждого ребёнка и взрослого, т.е. неотчуждаемую и законную возможность каждому без исключения получить от государства и общества равные и необходимые условия для освоения высших способностей (понимания, воображения, мышления, идеализации и др.), делающих человека полноценным и дееспособным человеком, для образовательного продвижения, общего развития и личностного роста.
В России надо будет вокруг образовательных прав личности каждого человека сформировать образовательный фундаментализм - единственный фундаментализм в стране.
Во-вторых, необходимо руководству страны принять на себя и на государство неукоснительно выполняемую государственную гарантию по обеспечению неущербной реализации образовательных прав личности каждого без исключения человека в стране. Вместо того же пролоббированного малоосмысленного обязательного автострахования в стране должно быть введено обязательное государственное образовательное страхование, которое в случае нарушения образовательных прав обеспечит механизм компенсаций и финансовой ответственности государства перед человеком.
Такая конституционная и подробно фиксированная в конституции гарантия, в определённом смысле, делает вторичным вопрос о том, из каких именно источников будут поступать средства на лучшее в мире образование - из госбюджета, из регионального бюджета, из местного бюджета или из семейного бюджета, делает неактуальным споры о <платности> или <бесплатности> образования. Важно, чтобы средства поступали и в нужном размере, и чтобы глава государства нес полную персональную ответственность за реализацию государственных гарантий.
С другой стороны, для России средства федерального и региональных бюджетов всегда будут составлять не менее 80 %, иначе попросту не будет никакого ответственного финансирования и непременно для каждого без исключения ребёнка. Поэтому все действия по переводу бремя финансирования на само население, на семью, являются, как минимум, безответственными, а, по правде, преступными.
В-третьих, должно быть всеми признано, что эффективная и лучшая в мире новая российская школа требует создания новой формации персонального образования, в которой объективное образовательное продвижение должно происходить у каждого без исключения ученика за счёт не абстрактного разнообразия программ и школ, а за счёт его личной образовательной программы и организации для разных категорий учащихся нескольких базовых типов школ (программ). Эти типы: гуманитарно-классического образования (ориентирующегося на дореволюционные гимназии), углубленного естественнонаучно-математического (образец - советские физматшколы, а также школы с углубленным изучением отдельных предметов), методологического (вокруг мыследеятельностного подхода) и реальной школы (соединённой с профучилищами, техникумами, отдельными вузами, бизнес-школами и пр.).
Эта новая формация потребует не революции (её будет недостаточно), а сверхрывка и цивилизационного прорыва (выражаясь марксистским языком, организации <скачка из феодализма в социализм>), но иначе мы потеряем школу и страну.
В-четвёртых, необходимо объединить четыре ныне существующих министерства - промышленности и науки, образования, энергетики и атомной энергии - в единый штаб промышленно-научно-энергетическо-образовательного восстановления и развития страны как мировой державы, в своего рода министерство будущего.
Наука, образование и промышленность не могут развиваться сами по себе - а только через связь друг с другом. Наука должна открывать и задавать новые горизонты развития и отвечать за лучшее в мире мышление, промышленность должна реализовывать мышление в соответствующих вещах и машинах, а образование воспроизводить личности и способность открывать горизонты и на практике идти за горизонт. А два энергетических ведомства должны стать основными инвесторами прорывного развития страны, своего рода энерговалютой развития - иначе любая сверхзадача останется нереализованной.
Министерство развития или министерство будущего должно стать первым административным органом страны.
В-пятых, нужно ввести в мировое образование российский международный стандарт, благодаря которому систематически сопоставлять и индексировать российские школы в отношение к лучшим зарубежным и международным школам и системам образования.
В-шестых, нужно отработать новую модель российской школы.
Каковы основные черты такой модели? Как будет в итоге выглядеть лучшая в мире российская школа к 2010 году?
В её основе будет лежать реализация образовательного права личности каждого без исключения российского ребёнка. За этим будут следить патронатные или антропологические службы, осуществляющие персональное сопровождение и научно-методическое обеспечение развития, образовательного продвижения и личностного роста каждого ребёнка (некоторым аналогом здесь можно рассматривать HR-department в современных корпорациях).
Ядром образования станут высшие способности. Понимать, воображать, мыслить, строить идеализации и иные обобщения, проектировать, управлять и организовывать собственный и чужой труд - вот что предстоит учащимся осваивать через личные образовательные программы и собственными темпами.
В основе новой российской школы, таким образом, будет лежать принцип личности и задача развития высших способностей каждого без исключения российского ребёнка.
Одновременно каждый сможет выбирать одну из четырёх базовых программ: гуманитарно-классического образования, естественно-математического, философско-методологического и реального.
Одним из главных эффектов лучшей в мире российской школы станет обеспечение свободы самоопределения и идентификации для каждого ребёнка за счёт представления ему высших образцов мировой культуры и помощи в воспроизводстве тысячелетней российской идентичности. Не подавить личность, соблюсти её достоинство у каждого, но, в то же время, увлекая высшими образцами на переоткрытие достояния человечества, на трудовое образовательное усилие, на дельность и самостоятельность.
Создание и реализация по подобной модели лучшей в мире школы потребует кардинально увеличить финансирование.
Что ж, ничего странного тут нет. При нефиктивной постановке стратегической задачи, при определении сверхзадачи сразу же выясняется, что даже по отношению к задаче воспроизводства советско-российского качества образования, и, тем более, к задаче формационного развития российского образования наша школа сегодня гигантски недофинансируется.
Образовательный бюджет Российской Федерации является в наши дни бюджетом выживающей колониальной школы, бюджетом попрошайки, сознательно выпихнутого на паперть.
А для создания лучшей в мире школы требуется увеличение финансирования образования на всех уровнях в разы, как минимум в 3 - 4 раза, чтобы общий объём средств, направляемых в России на школу составил не менее чем 10 % от ВВП (сегодня - не более 2 % ).
Каким образом этого возможно достичь?
Прежде всего, во-первых, необходимо кардинальное изменение отношения к образованию. Вместо убыточной <непроизводственной> сферы образование необходимо рассматривать как сферу производства будущего. Следует заставить монополии и сферу торговли <делиться> доходами в пользу образования. Без этого мы проедим собственное будущее и не обеспечим своим детям и внукам перспективы, самой возможности достойной жизни.
Во-вторых, необходимо назначить персонально отвечающего за качество образования в стране, за системное улучшение положения дел в каждой без исключения школе страны. Фактически это будет означать объявление чрезвычайного положения в сфере образования - и это будет правильно. С признания действительной разрухи нашей школы и с определением лично ответственного за преодоление разрухи и за превращение нашей школы в лучшую в мире начинается ответственное действие в образовании и стране.
В-третьих, прямое замыкание неучтённых рентных доходов от продажи природных ресурсов на капитальные вложения в образование. Что это значит? Буквально поступление потребителю каждой тонны нефти должно сопровождаться поступлением в российскую школу материально-технической и финансовой базы, например, новейшего микроскопа, двух здоровьесберегающих парт и сканера для учителя. А сегодня господин Ходорковский справно направляет реальные гигантские доходы от нефти в личную собственность (напомню, что он является официальным первым по богатству гражданином в России), а копейки отстёгивает в социальные программы по типу ФИО (Федерации Интернет-образования) - и эти <проекты> являются либо малополезными, либо просто вредными. А В. Матвиенко, будучи вице-премьером, и В. Филиппов вводят господина Ходорковского во все верховные <советы по развитию образования>, вместе с ним разъезжают по стране и режут ленточки на открытии создаваемой им сети центров интернет-образования - так они делают ПиАр <радетелю просвещения> и <отцу нации>. До отъёма ли средств в пользу образования тут?
В-четвёртых, следует ввести прямой и сквозной образовательный налог в размере 1 процента от всех налогов. Все разговоры о и без того тяжёлом налоговом бремени при этом ничего не стоят, поскольку надо сокращать налоги за счёт уже существующих, а не за счёт предлагаемого целевого налога с ясным назначением.
В-пятых, следует сделать гигантскую сферу образования финансово прозрачной и открытой. Огромные бюджетные затраты на образование сегодня не работают на повышение хозяйственной мощности и самостоятельности образования, а проедаются. Так, вместо создания собственных образовательных компьютеров и торговли ими с целью повышения образовательного уровня детей бездарно тратятся значительные суммы на закупку типовых офисных компьютеров и низкоэффективную расстановку их по школам, т.е. вместо собственного промышленного развития и инвестиций в сферу образования, правительство превратилось в крупнейшую сбытовую контору западных приборов. С большими трудностями запущенная в министерстве образования в 1999 году программа <Индустрия образования> быстро выродилась в кормушку и проплачивание не передовых собственных разработок, а вчерашней туземной рухляди или импортных изделий, не в создание собственной внутрисферной промышленности, а в закупки и торговлю чужими и низкоэффективными вещами.
В-шестых, следует реализовывать принцип образовательной автономии каждой образовательной организации, в том числе и хозяйственной образовательной автономии. Это означает не только прямую ответственность школы за качество образования и, с другой стороны, ответственность государства и общества за капитальные вложения и текущее финансирование школы, но также и два фундаментальных хозяйственно-финансовых принципа: наделение школ собственной землёй (по образцу тех решений, которые в настоящее время обсуждаются для Русской православной церкви) и освобождение от всех без исключения налогов школы и все инвестиции или иные материальные и финансовые вложения в них. Должен действовать простой принцип: всё, что вложено в образование - на благо детей и страны и не должно изыматься.
В-седьмых, следует ввести принцип образовательной ренты, т.е. взимания в пользу школы платы за образованные трудовые и социальные ресурсы.
В-восьмых, надо прекратить бессмысленные реформы и модернизации. Одно правильное использование тех средств, которые были привлечены из-за рубежа и выделены из госбюджета на бессмысленные и вредные <преобразования>, которые были бездарно растрачены за последние десять лет, могло бы существенно повысить образовательный бюджет страны. А эти траты по прежнему продолжаются.
И главное. Создание лучшей в мире школы позволяет нам стать мировыми монополистами в образовании и вести крупномасштабный экспорт образования по экономически выигрышным ценам. Каждый год США на экспорте образования зарабатывают до 12 млрд. долларов. И в шутке о том, что американский университет представляет из себя место, где русский профессор учит китайского студента, есть не только большая правда, но и указание на бездарность российского руководства, которое по сути выгоняет наших профессоров и талантливую дельную молодёжь из страны.
Правильные действия в сфере образования выступят также образцом того, как надо действовать в любой сфере восстановления и развития страны как мировой державы. Без выделения приоритетов, без связывания политики, социальной сферы и экономики, без персональной ответственности за результат, без определения ясного и законного бюджета ни в одной сфере никогда ничего не улучшится и не сдвинется с мёртвой точки.
Ну, что, за дело?
_______________________________________
[i] Форме и содержанию новой российской школы будет посвящена отдельная статья. См. также, в частности, монографию <Практика персонального образования> под моей редакцией (М., 2003, также на
http://www.tvoja.paideia.ru/manual.htm), мои статьи по проблемам образования на
http://www.pereplet.ru/obrazovanie/reforma/ и
http://www.p-rossii.ru/prnewsc/sos.phtml.