Адрес публикации: http://kroupnov.ru/pubs/2003/05/23/10024/
Время публикации: 15:57, 23.05.2003
![]() Державный труд России![]() Россия является законной преемницей двух сверхдержав - Царства Ромеев (Византии) и Монгольского царства-Орды (с 18-го века ещё в оригинальной форме русского царя как Белого царя) и блестящей победительницей многих сверхдержав своего времени на протяжении последнего тысячелетия[i].
Достаточно указать на разгром Хазарского Каганата, наёмника Запада и врага Золотой Орды Мамая[ii], Наполеона и Гитлера. Византийское и ордынское преемство наглядно выразились в браке великого князя Московского Иваном III Васильевича с Софьей Фоминишной (Зоей Палеолог), племянницей последнего византийского императора из династии Палеологов Константина XI, и в браке <царя вся Руси>, крещеного татарина царской крови, бывшим царём Касимова Саин-Булатом, потомка Чингисхана (его отец, Бекбулат, был внуком хана Ахмата, правившего Золотой Ордой) с княжной Анастасией Мстиславской, родственницей Ивана Грозного и также происходившей от Чингисхана (через крещённого казанского царевича Худайкула). Как законная преемница двух сверхдержав и как носитель оригинального мировоззрения Россия может и должна в 21 веке стать мировой державой[iii]. Законность для России статуса мировой державы в 21 веке обеспечена всеми обстоятельствами российской истории, непрерывным и неустанным тысячелетним державным её трудом[iv]. Мировая держава - прямая противоположность глобальной империи. Являться мировой державой - значит, предлагать и определять наиболее приемлемый для мира - т.е. для личности каждого человека, народа и страны - порядок. Империя предлагает и навязывает порядок, который удобен только её метрополии, безотносительно к культуре и традиции других народов. Мировая держава - это государственность, способная обеспечивать мировое развитие и решение главных мировых проблем через наращивание собственной полноценной жизни на традиционных основаниях и не за счёт других народов и стран. Империя организует процветание метрополии за счет провинций. Мировая держава заинтересована в развитии всех народов и стран как условии собственного развития. Империя организует и поддерживает исключительно зависимость от себя и только так называемое <зависимое развитие>. За империей стоит <похоть власти>. Мировая держава организуется необходимостью управлять сотворённым миром в соответствии с замыслом Творца. Глобальная империя стремится всецело контролировать мир и сделать его бессубъектным, неопасным для центральной власти, строится на уничтожении в зародыше любой исторической личности любого народа или страны. Мировая держава, наоборот, реализует принцип личности каждого человека, каждого народа, каждой страны, каждой цивилизации. Стать мировой державой и значит определить такой миропорядок, в котором самостоятельное развитие и продвижение каждой исторической личности является основой и условием осмысленного существования человечества. В основе державности - в отличие от имперскости - лежит идея не власти или насилия, а основательности и прочности. Многие неверно воспринимают само слово <держава>, не особо вникая в его смысл и историю, решая, что держава - это автоматически значит давить сверху, воздействовать силой на нечто маленькое и слабое, навязывать, связывать - от <держать и не пущать>. Но этимологически слово <держава> прежде всего связано с основностью и базовостью, основательностью, стойкостью, выдерживанием, с сохранением вопреки всему состояния необходимого покоя и величественной недвижности, крепкого порядка. По происхождению слово <держава> тесно связано со словом <дёргать> (этимологически также <раздражать>, <дразнить>, <сердить>, <кромсать>, <рвать зубами>, <тащить к себе рывками> и др.) и выражает обратный смысл - сохранять от дёргания и раздёргивания, от любого раздрая, что прекрасно выражено в следующих примерах русской речи 19-го века: <в этих колёсах никакой державы не будет>, <для державы железные полосы в стены заложены>, <спасибо за хорошую державу в доме>[v]. Держава - это то, что не позволяет растаскивать мир и ввергать его в непорядок, в хаос. Не менее важна традиция употребления в России слова <держава>. Державу рассматривают в качестве необходимого земного связующего звена между человечеством и Богом, как реализацию идеи Христа Вседержителя (Пантократора), в Лице которого человечество таинственно соединяется с Богом и через это получает власть над сотворённым миром[vi]. Таким образом, держава обозначает мировой центр, который способен находиться в состоянии абсолютного покоя, величавой недвижности и обеспечивать полноту времён. Только такой центр и только держава в состояния проводить мировую политику и удерживать мир от сползания в хаос любого типа: от хаоса мировой межцивилизационной войны до хаоса мировой гражданской войны. Не случайно, что и держава, как обязательный символ царской власти, изображая Земной шар, обозначает сам мир, который и надо целенаправленно держать - в царской руке и в порядке - через непрестанную духовную работу восстановления и раскрытия замысла Бога. Так именно держится мир и, по осознанию Ивана Грозного, <Земля правится>: <Земля правится Божиим милосердием и Пречистыя Богородицы милостию, и всех святых молитвами, и родителей наших благословением, и последи нами, государями своими, а не судьями и воеводы, и еже ипаты и стратиги...>[vii]. Обеспечивать в мире державу, наивысший возможный порядок - это, вне всяких сомнений, не сладкая мечта обуянных похотью власти, не смысл претензии самозванцев, а тяжелейший державный труд. На этом труде, прежде всего, строится самодержавие, т.е. самостоятельная и самодостаточная, данная от Бога, реализация идеи державы. Держава как прямая связь человечества с Богом не может основываться и строиться на общественном договоре или только согласии гражданских или иных корпораций, сословий, классов и иных общественных групп. Отсюда и русская идея государства как дела поставленного Свыше Государя (старое слово - господарство), а не электората или иного абстрактного и безответственного существа. Из этого единства (монизма) власти и высшего происхождения власти совершенно не следует нарушение прав и свобод входящих в державу народов или сословий. Прямо наоборот, только через державу они получают наибольшую возможность для реализации собственной исторической личности. Держава как раз и предназначена, что и доказано на уникальном историческом опыте России, держать мир и поддерживать исторические личности. Даже самые малые народы сохранены в России благодаря державной традиции братства русских и всех российских народов. И разве только этот итог державного труда не достоин прославления державы? Здесь всегда надо помнить блестящее положение В.В. Кожинова об этой уникальной стороне нашей российской державы-цивилизации. <Невозможно излагать здесь всю этническую историю стран Запада, но для уяснения проблемы достаточно в самых общих чертах сравнить ее с этнической историей России, - той России, даже в центральной части которой на протяжении веков жили, росли и крепли вроде бы совсем <чужие> русским народы - башкиры, коми, марийцы, мордва, татары, удмурты, чуваши и т.д., а на окраинах столетиями сохранялись даже и самые малочисленные этносы в несколько тысяч или даже в несколько сот (!) человек. На Западе же многие десятки народов либо вообще исчезли, либо превратились к нашему времени в своего рода этнические реликты (как шотландцы, валлийцы, бретонцы, гасконцы, лужичане и т.п.). Ныне всего только два народа, живущие на территориях крупных западноевропейских стран, продолжают отстаивать себя как еще живые силы - ирландцы (в британском Ольстере) и баски (в Испании и Франции). Много лет они ведут кровавую войну за элементарную национальную автономию... И если уж называть Россию <тюрьмой народов>, то, в точном соответствии с логикой, следует называть основные страны Запада не иначе как <кладбищами народов>, а потом уж решать, что <лучше> - тюрьма или кладбища...>[viii]. И в новом тысячелетии державный труд требует продолжения. _________________________ [i] Прекрасным, небольшим по объёму, ясным по языку и глубоким по содержанию очерком державной тысячелетней истории России является гл. Первая <Геополитическая история России (IX - XX)> книги Л.Г. Ивашова <Россия или Московия? Геополитическое измерение национальной безопасности России> (М., ЭКСМО, Алгорит, 2002). [ii] См. гл. 7 <Монгольская эпоха> в истории Руси и истинный смысл и значение Куликовской битвы> книги выдающегося русского мыслителя и историософа В.В. Кожинова <История Руси и русского Слова> (1-е издание: М., 1997). [iii] См. мои статьи <Стать мировой державой> - http://www.pereplet.ru/text/krupnov16sep02.html и <Путь к себе> - http://www.pereplet.ru/text/krupnov23apr02.html [iv] Державная работа России на протяжении последнего тысячелетия глубоко описана и пояснена в работах В.В. Кожинова (<История Руси и русского Слова> и <Россия: век XX>), Л.Г. Ивашова (<Россия или Московия? Геополитическое измерение национальной безопасности России> и <Россия и мир в новом тысячелетии>), В.Л. Цымбурского (многочисленные книги и статьи) и др. [v] Эти примеры приводит В.И. Даль в своём знаменитом словаре. О происхождении слова <держава> см. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь русского языка. - т.1, М., <Русский язык>, 1993. См. статьи <Дёргать>, <Держава>, <Держать>. [vi] Эта идея чрезвычайно разработана за полторы тысячи, как минимум, лет и представлена в иконографии Спаса Вседержителя (Пантократора). Без этой иконы и, следовательно, образа Христа Вседержителя невозможно представить себе главные храмы в Царстве Ромеев (Византии) и в России. См., в частности, И.А. Припачкин. Иконография Господа Иисуса Христа, - <Паломник>, 2001, стр. 52 - 68. [vii] Заметим, что философ В. Соловьёв считал эти слова Ивана Грозного <самой верной и самой полной формулой христианской монархической идеи>, подчёркивал, что <эта формула безукоризненна; нельзя лучше выразить христианский взгляд на земное царство> (Вл. Соловьёв, <Византизм и Россия> - http://civitasdei.boom.ru/articles/solov5.htm) [viii] Кожинов В.В. История Руси и русского Слова. Современный взгляд. - М., 1997, стр. 79
|