Интервью gudok.ru | 01.10.2014
Улучшает ли материнский капитал демографию в стране, можно ли отказаться от его выплаты и сколько многодетных семей нужно России — об этом Gudok.ru рассказал Юрий Крупнов, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития.
Сегодня стало известно, что правительственная комиссия по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов, в которой представлены Минфин и Минэкономразвития, предлагает отменить материнский капитал, сэкономив тем самым бюджету около 300 млрд руб. ежегодно. Авторы инициативы поясняют, что материнский капитал на самом деле не стимулирует рождаемость, а лишь сдвигает "календарь рождений": семьи просто решаются на рождение еще одного ребенка раньше, чем планировали.
Сегодня матери получают от государства 429 тыс. руб. за второго и третьего ребенка, и для многих эти деньги становятся стимулом для расширения семьи. Глава Минтруда Максим Топилин поспешил успокоить будущих матерей, заявив, что досрочной отмены программы материнского капитала не будет. До 2017 года включительно его продолжат выплачивать многодетным матерям в прежних объемах. Тем не менее дискуссия о том, каким образом стимулировать рождение двух и более детей в российских семьях после 2017 года, в правительстве продолжается. О материнском капитале и его влиянии на демографию Gudok.ru говорил с Юрием Крупновым из Института демографии, миграции и регионального развития.
— В какой степени материнский капитал повлиял на увеличение рождаемости, которое наблюдается в России с 2006 года по сей день?
— На самом деле никто не скажет точно, до десятых долей процента, какую роль в повышении рождаемости в России сыграли выплаты по программе материнского капитала. Если брать экспертные оценки, то есть консенсус, что рост рождаемости за последние шесть лет в значительной степени — это привет нам из конца 1980-х, когда тоже был пик рождаемости в стране. К сожалению, демографическая ситуация у нас уже долгое время развивается по синусоиде — провал, потом пик, снова провал. Так что на 70% наши сегодняшние успехи в деторождении обусловлены тем, что 25—30 летние женщины, родившиеся в конце 1980-х, сами начали рожать.
Но в остальном нынешний беби-бум — это следствие общих мер по улучшению качества жизни. И в том числе, примерно на 15% — это заслуга материнского капитала. Но я бы не стал принижать роль этих 15%. На самом деле это колоссальные цифры, эти дополнительные 15% родившихся детей дорого стоят. Добиться такого результата теми мерами, которые доступны правительству, это большой успех.
— Каким образом материнский капитал мог повлиять на решение семей завести второго или третьего ребенка?
— Материнский капитал — это единственная фундаментальная инициатива правительства в сфере демографии за последние четверть века. Она имеет не только социально-экономический или стимулирующий смысл, но и является символом того, что государство наконец повернулось лицом к семье, к проблеме стимулирования деторождения. Кроме того, поощряя рождение второго и третьего ребенка в семье, материнский капитал тем самым ускоряет отсроченное деторождение. Всегда есть семьи, которые собирались завести детей через 3—4 года (но не заводили!). И материнский капитал повлиял на их решение сделать это быстрее. Непонятно, что в этом плохого и почему это используется как аргумент в пользу отмены материнского капитала. Ведь "ускоренный" ребенок — это тоже ребенок. Надо не отменять маткапитал, а наоборот, распространять эту практику и на четвертого ребенка. Это могло бы стать мощным стимулом для создания многодетных семей, без которых решение демографической проблемы невозможно.
— Какие последствия будет иметь отмена или досрочное прекращение этой программы?
— В первую очередь это было бы огромной ошибкой с политической точки зрения. Оставляя в стороне все вопросы экономики и госфинансов, это станет признанием государства в том, что оно перестает заниматься вопросами демографии в стране. Но помимо политического и демографического момента такое решение было бы вопиюще безграмотным с точки зрения экономики. Общепризнанным фактом сегодня является то, что кризис, поразивший развитые в экономическом плане страны помимо спекулятивных факторов обусловлен резким сокращением рождаемости. Элементарно — не появляются новые рабочие руки, а семьи, которые являются основными создателями валового внутреннего продукта, деградируют. "Убив" материнский капитал, сэкономив бюджету некоторое количество средств, Минэкономразвития может выбить у страны основу экономического роста на будущее. Подобные предложения я рассматриваю как виртуозную диверсионную работу против демографии и против России в целом.
— Каковы ваши ответные предложения по улучшению демографической ситуации в стране?
— Материнский капитал мог бы стать якорным механизмом для программы более широкого стимулирования деторождения в стране. Он мог бы стать частью комплексной политики помощи многодетным семьям с целью уравнять их положение с малодетными. Материнский капитал надо дополнять другими видами стимулирования немонетарного характера, сопровождать его помощью семьям в обеспечении жильем, санаторно-курортным лечением, в обучении и развитии детей. Во многих регионах по отдельности эти меры уже реализованы — где-то многодетным семьям предоставляют машины, где-то помогают материально и путевками в детские санатории. Вы же понимаете, одно дело поехать отдыхать с одним ребенком, и другое — с четырьмя.
Но всю эту помощь надо сделать общефедеральным стандартом. Например, по майским указам президента многодетным семьям положено бесплатно выделять земельные участки на 6—15 соток с инфраструктурой для жилищного строительства. Во всех регионах это уже реализовано в том или ином виде. Необходимо вывести на федеральный уровень и другие инициативы помощи многодетным семьям.
— И как, по-вашему, эти меры помогут нам вылезти из демографической ямы?
— На самом деле это беспрецедентная историческая задача. Это вызов нам, и неизвестно еще, как это сделать. В истории не было таких прецедентов. Раньше рождаемость ограничивалась такими факторами, как голод, неурожаи и войны, сейчас же — нежеланием женщин рожать и семей — иметь детей. Сегодня у нас 1 млн. многодетных семей, это примерно 7% от всего количества браков, но на них приходится более 20% всех детей в России. И чтобы просто выжить, чтобы к концу XXI столетия в стране сохранилось то число жителей, которое есть сейчас, нам нужно, чтобы многодетных семей было в семь раз больше — каждая вторая семья должна стать многодетной. Поэтому вся помощь, о которой я говорил, должна быть ориентирована на большие семьи.