О роли Евразийского союза, о его перспективах, а также о необходимых действиях России в интеграционном процессе рассуждает Юрий Крупнов, политолог, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграционной политики и регионального развития.
Почему важно развивать евразийскую интеграцию?
- Вернувшись несколько дней назад из Пакистана, где я принимал участие в конференции по обсуждению стратегии будущего этой страны после вывода войск НАТО из Афганистана в следующем году, мне стало абсолютно очевидным критическая востребованность Евразийского союза не только для стран постсоветского пространства, но и для всех основных государств Евразии. Особенно хочу выделить страны Центральной Азии, которая включает как 5 бывших республик Советского Союза, так и Пакистан, Иран и Афганистан.
В Пакистане все задаются вопросом к России, которая вдруг ожила на геополитической арене, куда она пойдет и удастся ли использовать новые возможности России для своего собственного развития. Пока Пакистан имеет устоявшиеся отношения с США, с Китаем, но очевидно, что ему этого не достаточно и он ждет ответа от России.
Создание 29 мая 2014 года Евразийского экономического союза – это мощный сигнал для всех стран. Но все же содержание интеграционного процесса пока не обозначено.
Важно понять, что Россия будет экспортировать в мир. Это ключевой проблемный вопрос Евразийского Союза.
Либо Евразийский союз будет строиться на принципах либеральной империи, который пропагандировал десять лет назад Чубайс, когда «богатенькая Москва» оприходует ряд государств постсоветского пространства, но никаких новых возможностей для этих стран не появится. Либо Россия будет экспортировать развитие. Этот ключевой момент задает совершенно новую повестку дня для всего человечества.
Что значит экспорт развития?
- Простой пример. В том же Пакистане ключевой проблемой безопасности является крайне слабая энерговооруженность. Даже в столице, в Исламабаде, по 6 часов в день отключается электричество. С 1947 года за весь период существования независимого Пакистана ни разу не было выработано плана по развитию энергетики как единой системы. Это вызов для России, для Евразийского союза. Необходимо на технологических основаниях задавать повестку, план действий интересный и для российских энергетических корпораций, и для Пакистана. Вот конкретная площадка для феномена развития.
Что должна экспортировать Россия для расширения евразийской интеграции?
- С моей точки зрения Россия должна предлагать экспорт развития. Это комплексное продвижение всех сфер жизни и прежде всего новые взрывные возможности для молодежи.
Сегодня десятки процентов молодежи просто безработные либо имеют временную работу. Развитие не только обеспечит их работой и занятостью, но, что очень важно, работой совершенно нового профессионального уровня. А это не только повышенная зарплата, но и самоуважение, возможность профессионального роста.
Продолжая тему электрификации Пакистана, экспорт развития означает, что в России появляется в десятки раз больше инженеров гидроэлектроэнергетики, инженеров гидротехники, инженеров по эксплуатации сетей, по энергосбережению и энергоэффективности. Т.е. появятся новые социальные слои, прикрепленные к сложным видам труда. Это и есть основной показатель реального развития.
Эта проблема очень актуальна. За последнюю четверть века количество занятых в России в машиностроении упало в 7 раз, в станкостроении – почти в 20 раз, в авиастроении (по нынешней госпрограмме развития авиастроения!) должно к 2025 году уменьшиться в 2 раза. Т.е. мы видим, что огромные слои людей будут выпадать из сложных форм труда. Поэтому вопрос занятости молодежи – это стратегический вопрос экспорта развития.
Что должна предложить Россия Евразийскому союзу?
Россия, как локомотив реинтеграции, должна предлагать систему, которая охватит несколько стран. Самый простой пример, где Евразийский союз сразу вышел бы на планетарную орбиту, это предложить формат
решения водной проблемы в Центральной Азии. Сегодня там ощущается дефицит воды, а также есть острая проблема низкого уровня ее качества. Уже звучат заявления о возможных грядущих водных войнах между государствами Центральной Азии. Россия могла бы предложить другой формат водопользования. Один из элементов – это восстановление проекта экспорта части водостока Оби (примерно 5%) по водоводу в Центральную Азию. За этим решением стоят и гидротехнические мероприятия, и строительство гидроэлектростанций, и другая ирригация.
Второй проект – это
восстановление авиапрома. В мире 3-4 авиационных державы, которые полномасштабно изготавливают все виды авиационной техники. Россия с каждым днем все ближе к той черте, когда она перестанет быть такой державой. Между тем каждое рабочее место в авиапроизводстве дает до 16 мест в сопутствующих индустриях.
Сегодня в России, даже с учетом нелетающей техники, порядка 2,5 тысяч малых воздушных судов, а на Аляске, где живет не 145 млн человек, а 750 тысяч человек – 9 тысяч малых воздушных судов. Пример авиатизации Аляски показывает эффективное решение транспортного вопроса.
Важно восстановить технологический суверенитет стран Евразийского пространства. Это означает уход от зависимости в технологической базе в станках от ЕС, США и Японии. Проектирование и создание собственной станкостроительной базы является вопросом номер один, потому что политический суверенитет не возможен, если страна вынуждена покупать современные станки за рубежом.
Вопрос о возрождении космонавтики также должен стать сегодня новой формой экспорта развития. Мы должны делать собственные амбициозные программы, а также втягивать новые страны Евразийского союза в освоение космоса.
Россия должна экспортировать
Институт большой фундаментальной науки. Например, прилетая в Таджикистан, я восхищаюсь, что сохранилась Академия наук, я вижу ученых, которые на мировом уровне решают фундаментальные научные проблемы, и я вижу, насколько это возвышает общую культуру страны. То же самое в Беларуси.
Здоровье человека, в смысле санаторно-курортного лечения, также станет объединяющим фактором для стран-участниц Евразийского союза. Массовое оздоровление людей должно стать государственной задачей. Необходимо возродить туристическо-оздоровительную сферу (восстановительная медицина, профилактика, реабилитация и т.д.), которая потребует от экономики отелей, организации санаторно-курортных путевок, новых методик и программ. Эта сфера также может выступить сквозными инвестиционными проектами, которые создадут базу Евразийского союза.
Продовольственная безопасность и качество продовольствия также должны стать критериями для участия в интеграции. Если страна покупает билет в интеграцию и присоединяется к Евразийскому союзу, она должна изменить стандарты качества производимых продуктов, выделять дополнительные субсидии на развитие села, организовать импортозамещение. Пора перестать смотреть на сельское хозяйство с точки зрения экономики, а все больше рассматривать с точки зрения экологичности продукции.
Какие страны могут присоединиться к Евразийскому союзу в ближайшем будущем?
Ключевой страной на вступление в Евразийский союз является Таджикистан, так как он находится в эпицентре всей Центральной Азии и граничит с Китаем, Пакистаном, Афганистаном, Узбекистаном, имеет тесные культурные связи с Ираном, с Киргизстаном.
Главной платформой интеграции и создания Евразийского союза является Центральная Азия. Если мы не выиграем интеграционный потенциал Центральной Азии, то никакими замечательными присоединениями мы ничего не достигнем. Без интеграции с Центральной Азией, эта территория станет источником бесконечных конфликтов, экстремизма, наркопроизводства.
Также мы должны говорить о присоединении Пакистана, и, как бы это устрашающе не звучало, Афганистана, и Ирана, и Турции, и Сирии, и Балканских государств. Правильная организация Евразийского союза решит их насущные проблемы.
Важно понимать, что Евразийский союз не должен стать копированием Советского Союза. Это ресоветизация в том плане, что нам надо выйти на амбициозные проекты и задачи Советского Союза, по сравнению с которыми, мы сегодня находимся в очень тяжелой деградационной ситуации.
Нужна ли Украина Евразийскому союзу?
Не только Украина, но и Грузия критически необходимы для Евразийского союза. Поскольку для государств НАТО и Грузия, и Украина – это исключительно геополитический плацдарм для действий против нараждающегося Евразийского союза. Поэтому ни в коем случае нельзя оставлять эти плацдармы.
Главное, что это братские нам народы, особенно украинский народ, мы не должны их бросать, а должны втягивать в орбиту развития Евразийского союза.
Ясное понимание каждой новой страной системных выгод, системных продвижений вперед от присоединения к Евразийскому союзу – вот залог расширения интеграции.